Елена Кузнецова
Педагогический проект по теме «Формирование сенсорных эталонов у детей 3–5 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Формирование сенсорных навыков у детей 3-5 лет посредством дидактических игр».
Актуальность проекта определена Основной образовательной программой муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад №455 "Снеговичок" комбинированного вида" разработанной творческой группой ДО и основанной на примерной программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО и заключается в том, что формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр способствует :
Темочки:
- Дидактические игры
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
• интеллектуальному развитию детей, развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
• умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
• умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
• выполнению функции контроля над состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта : систематизация работы воспитателя по формированию сенсорных навыков у детей 3-5 лет посредством дидактических игр.
Задачи проекта :
1. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов детей 3-5 лет, путем проведения педагогического мониторинга.
2. Изучить методическую литературу и подобрать дидактические игры по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.
3. Пополнить РППС в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада.
Стратегия реализации проекта :
Цель педагогической деятельности : создание условий для формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр.
Воспитательно-образовательные задачи:
Формировать у детей 3-4 лет умения :
• называть 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. ;
• называть и различать круг, треугольник, квадрат;
• дифференцировать предметы по величине,
• определять осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.).
Формировать у детей 4-5 лет умения :
• Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а также шар, куб;
• Называть 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный);
• Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной величины.
Планирование и организация деятельности по этапам проекта. Описывается содержание работы на трех этапах:
1. Подготовительный - (сентябрь, октябрь);
2. Основной - (ноябрь-март);
3. Заключительный - (апрель).
Подготовительный этап:
Проектирования педагогической деятельности воспитателя по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр :
• составление перспективного плана работы воспитателя на основе основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
• подбор дидактических игр, направленных на формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.
Подготовительный этап
• проектирование педагогической деятельности воспитателя по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр :
• педагогический мониторинг, в основе которого лежит основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного дошкольного учреждения города Новосибирска «Детский сад №455 «Снеговичок» комбинированного вида», разработанная в соответствии ФГОС ДО и с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
• составление перспективного плана работы воспитателя на основе основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);При составлении перспективного плана и подборе дидактических игр учитывались результаты педагогического мониторинга по выявлению и оценке сенсорного развития детей 3-5 лет.
• подбор дидактических игр, направленных на формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.
• анкетирование с целью выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
• Проведена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет»
• Проведена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет»
Основной этап
На протяжении основного этапа с детьми проводились дидактические игры согласно перспективного плана. В этих играх у детей формировались эталонные представления о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах предметов); дети учились сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький, форме (круг, квадрат, треугольник, цвету (красный, желтый, зеленый, синий, черный и белый); совершенствовался чувственный опыт.
На протяжении всего проекта велась постоянная работа с родителями, как с непосредственными участниками проекта :
• Мастер-класс «Умная игрушка - Мозаика»;
• Консультация для родителей «Формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр";
• Консультация для родителей «В какие игры можно играть с матрешками?»
• Помощь и участие родителей в детско-взрослый проекте «Веселые матрешки»;
• Индивидуальные консультации.
Результат реализации проекта педагогической деятельности :
1 Продукт: Детско-взрослый проект «Веселые матрешки».
2 Продукт: Картотека дидактических игр для педагогов по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.
3 Продукт для родителей: рекомендации по организации дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в домашних условиях.
Заключительный этап
• конечный педагогический мониторинг посредством дидактических игр с целью определения уровня сформированности сенсорных эталонов у детей путем наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей и проведения дидактических игр по заданию воспитателя.
• изготовлена дидактическая игра «Наряди матрешку»
• оформлена выставка детского творчества "Мы весёлые Матрёшки";
• описательные рассказы детей о Матрёшке.
В результате реализации данного проекта педагогической деятельности по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет средствами дидактических игр стало повышение уровня сенсорного развития до среднего и высокого. у детей наблюдается заинтересованность в конечном результате, они стали принимать и понимать задание, выполнять его методом перебора вариантов; после обучения переходят к самостоятельному способу выполнения задания. Цели и задачи, поставленные на начальном этапе выполнены.
У детей 3-4 лет сформировались следующие умения :
• называть шесть цветов спектра;
• называть пять геометрических форм;
• дифференцировать предметы по величине,
• определять осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
• применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей
У детей 4-5 лет сформировались следующие умения :
• группировать предметы по цвету, размеру, форме;
• различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
• называть основные цвета и их оттенки.