Виктория Угренева
Педагогический проект по развитию ППРС младшей группы «Пальчики умелые»
Информационная карта проекта
Название проекта: «Пальчики умелые»
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: педагогический, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.
Основные проблемы:
Публикация «Педагогический проект по развитию ППРС младшей группы „Пальчики умелые“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
1. Современные молодые родители не компетентны в вопросах развития детей, в частности развития мелкой моторики и ее значении и важности для успешной игровой и научно-практической жизнедеятельности ребенка.
2. Наполнение предметно-пространственной развивающей среды группы требует обновления и дополнения играми и тренажерами для развития моторной умелости детей.
Продукт проекта:
1. Создание в группе уголка для развития ручной умелости воспитанников «Пальчики умелые», наполнение ППРС играми и тренажерами, созданными в сотрудничестве с родителями.
2. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей младшего дошкольного возраста, в частности развития мелкой моторики и ручной умелости.
3. Установление доброжелательных партнерских отношений ДОУ – семья.
Пояснительная записка
Актуальность
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте - является одним из наиболее важных элементов обучения. Движения рук играют важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелкими предметами, будь то, ложка, карандаш либо мелкие предметы игрушек. Такие дети не умеют застегивать пуговицы, работать с пазлами, шнуровками, мозаикой, они очень быстро устают от лепки и аппликации, не успевают за другими детьми на занятиях.
Вследствие этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может усугубиться, что будет вызывать более высокий уровень трудностей, повлияет на самооценку детей, негативное отношение к школе.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Движения детей младшего дошкольного возраста неуверенные, неловкие. В последнее время, все больше становится детей, которые неправильно держат ложку, карандаш или кисточку (зажимают в кулак, дети практически не справляются с играми-шнуровками.
И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень актуальна и должна проводиться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, словарный запас. Воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, но постепенно в процессе занятий, ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками.
Постановка проблемы
Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры, можно использовать большое количество игр и тренажеров фабричного производства или созданных своими руками. Для развития ребенка важно, чтобы развивающая пространственная среда создавалась не только в дошкольном учреждении, но и дома, важно постоянно актуализировать умения ребенка, постоянно закреплять и расширять его навыки. Для решения этих задач важны два условия:
• Насыщенная предметно-пространственная развивающая среда, доступная ребенку.
• Тесное сотрудничество с родителями, единые усилия и требования в развитии умений и навыков ребёнка.
В соблюдении этих условий и состоит основная проблема.
1. Для сохранения интереса маленьких детей к любому виду деятельности нужна постоянная смена материала (эффект новизны). Но, фабричные макеты и пособия не всегда доступны для детского сада, а принцип работы с малышами требует постоянного их обновления. Самостоятельно изготовить большое количество тренажеров педагогу тоже сложно.
2. Принцип единых требований с ДОУ и закрепления навыков и умений дома требует от родителей определенный уровень знаний и подготовки, которыми они не всегда обладают.
Для решения этих проблем был разработан педагогический практико-ориентированный проект по работе с родителями «Пальчики умелые».
Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития детей младшего дошкольного возраста, в том числе значимость развития мелкой моторики рук.
2. Обучить родителей приемам самомассажа и пальчиковым играм с детьми.
3. Привлечь родителей к организации и пополнению предметно-пространственной развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики.
5. Способствовать укреплению доверительных взаимоотношений и тесного сотрудничества межу детским садом и семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
• 1-этап – Подготовительный (выявление и формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта)
Цель этапа: планирование деятельности, формирование положительного настроя на предстоящую трудовую деятельность
• 2-этап – Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту)
Цель этапа: реализация запланированных мероприятий по созданию и пополнению пространственной предметно-развивающей среды группы по развитию мелкой моторики, повышение компетентности родителей в данном вопросе.
• 3-этап – Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
Ожидаемые результаты по проекту (целевые ориентиры)
1. Владеют информацией о роли и значении мелкой моторики для развития успешного ребенка.
2. Имеют конкретные представления об изготовлении и использовании игр, тренажеров и упражнений по развитию мелкой моторики.
3. Вовлечены в воплощение педагогических ситуаций по трудовому воспитанию в детском саду и дома, придерживаются в повседневной жизни полученных рекомендаций.
Краткое содержание проекта (проведенная работа)
Подготовительный этап
1. Подбор материалов, психолого-педагогической и художественной литературы для работы над проектом.
2. Обозначение проблемной ситуации для родителей, на решение которой будет направлен проект.
3. Совместное обсуждение, демонстрация родителям вариантов игр и тренажеров.
Деятельностный этап
1. Проведение родительского собрания «Успешный ребёнок», обсуждение с родителями необходимости раннего развития детей, форм и методов работы, способствующих развитию детей.
2. Анкетирование родителей «Как развита мелкая моторика моего ребенка».
3. Создание картотеки пальчиковых игр и проведение обучающего мастер-класса с родителями.
4. Консультирование родителей «С пальчиками играем – ум развиваем», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Чем занять ребенка дома с пользой» (папки-передвижки, буклеты-памятки, групповые консультации, индивидуальное консультирование по запросу родителей).
5. Изготовление игр, пособий и тренажеров для развития мелкой моторики детей – конкурс на лучшую игру.
6. Выставка игр, пособий и тренажеров, изготовленных своими руками
Завершающий этап
1. Организация фотовыставки «С пальчиками играем – ум развиваем». Фотоотчет об использовании тренажеров для развития ручной умелости в группе. Обратная связь - фотоотчет родителей о занятиях с детьми в домашних условиях.
2. Проведение итогового родительского собрания «Чему мы научились».
Заключение
Организуя предметно-пространственную среду в группе и создавая благоприятные условия для развития детей, педагоги и родители должны в первую очередь думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить ребёнка самые простые предметы и сделать все возможное для достижения хороших результатов.
Совместная работа родителей над проектом по созданию предметной среды, участие в необычных собраниях, где педагог не только предоставляет информацию, но играет вместе с ними, сплотила родителей группы.
Участие родителей в проекте оказало влияние на их активность, сознательность и заинтересованность в совместной деятельности с детьми и сотрудничестве с воспитателем, что позволило получить хорошие результаты.
В процессе совместной деятельности между воспитателем и родителями сформировались доверительные, теплые отношения. Очень радует, что многие родители приняли активное участие в создании игр и тренажеров на развитие мелкой моторики детей, создали тренажеры из подручных средств дома и играют с детьми. Единый подход, богатая ППРС среда, созданная в группе, позволили повысить интерес детей к играм на развитие мелкой моторики, говорить о глобальных результатах в развитии детей еще рано (проект продолжается, но уже сейчас заметна положительная динамика.
Используемая литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой