Татьяна Титова
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Русичи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Снежинка» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 5)
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
«Русичи»
Разработала
Публикация «Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры „Русичи“» размещена в разделах
воспитатель Титова Т. И.
г. Сафоново
2020
Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот,
кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»
(А. С. Пушкин)
Описание проекта
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Срок реализации: сентябрь - май.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Вид проекта : познавательный, долгосрочный (сентябрь-май)
Пояснительная записка
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, героями, традициями и бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Россию от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной русской культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Актуальность проекта
В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Таким образом возникают противоречия: с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с историей и культурой своего народа, с другой стороны отсутствие целенаправленной, систематической работы в этом направлении.
Постановка проблемы: Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры русского народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта :
1. Дать детям представление о национальной культуре, традициях русского народа через создание предметно-пространственной среды.
2. Развивать познавательные и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурой русского народа.
3. Воспитывать любовь к своей Родине, и ее историческому прошлому.
Методы и формы работы
Метод обследования, наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)
Направления:
Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой :
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Дидактические игры;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Ожидаемые результаты
• Сформируется устойчивый интерес у детей к истории и культуре нашего народа;
• Ознакомятся с народными промыслами и умением различать изделия разных народных промыслов;
• Разовьются творческих способности детей, и формирование уважения к историческому наследию своей Родины.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта.
2. Подбор дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, организация развивающей среды в группе.
Август - сентябрь
1. Организация НОД в данном направлении.
2. Ознакомление детей с художественными произведениями и беседа по ним.
2. Рассматривание репродукций картин и беседы по их содержанию.
3. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
4. Рисование с детьми.
5. Проведение открытых мероприятий.
6. Создание презентации.
Сентябрь-апрель Анализ результатов проекта
Май
Обеспечение проектной деятельности
материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии, сюжетные детские рисунки к русским народным сказкам.
Перспективное планирование
на 2019-2020 год
по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
№ занятия Тема, цель занятия Содержание Взаимодействие с семьями воспитанников
СЕНТЯБРЬ
1. «История возникновения Руси»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».
Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?»,
Чтение отрывков из рассказов для детей А. О. Ишимовой из истории России.
Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».
Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?»,
Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».
Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».
Рисование «Славяне – гончары».
Конструирование: создание укреплений деревянного города.
Лепка «Корабли древних славян».
Консультация по теме «Знакомим детей с историей России»
ОКТЯБРЬ
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Чтение былинных и сказочных произведений.
Рассматривание картины «Богатырская застава» В. Васнецова.
Слушание песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская сила».
Рисование на тему «На заставе богатырской».
Создание альбома «Богатыри Древней Руси».
Коллективная аппликация «Древняя крепость».
Конструирование - поселение древних славян.
Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.
Занятие «Богатырская Русь»
Работа с родителями: макет «Богатырская застава»
НОЯБРЬ
«Великие князья Руси»
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, история Смоленского княжества.
Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».
Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «На поле Куликовом».
Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».
Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».
Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».
Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».
Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.
ДЕКАБРЬ
«Петр Великий»
Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.
Рассказ воспитателя
«Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».
Беседа «Великие дела великого царя».
Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».
Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».
ЯНВАРЬ
«Полководцы и герои»
Цель: На примерах подвигов полководцев А. В. Суворова и М. И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности, рассказать о Смоленском сражении 1812 года
Отечественная война на Смоленщине, Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
Беседа «Бородинская битва».
Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
Чтение глав из книг: С. Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах, А. Митяева «Москва».
Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».
Досуг с родителями
ФЕВРАЛЬ
«Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Быт и нравы смолян.
Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
Занятия по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».
Создание макета «Русская изба».
Занятие по ручному труду «Кукла – закрутка».
Экскурсия в краеведческий музей.
Развлечение «Праздник русской рубахи».
Выставка совместных работ родителей и детей «Русский национальный костюм»
МАРТ
«Народные традиции и промыслы»
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси, Смоленской земли
(Смоленские «Украсы» Ювелирный промысел
Гончарное искусство и глиняная игрушка)
Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».
Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».
Рассматривание иллюстраций.
Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам
Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».
Праздник «Развеселая ярмарка».
Развлечение «Бабушкины посиделки».
Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
АПРЕЛЬ
«Весенний праздник птиц» Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам, народные обрядовые праздники на Смоленской земле (Кликанье весны) Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову.
Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи» Рисунки детей и родителей «Весенние птицы»
МАЙ
«Герои Великой отечественной войны»
Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне, о войне на Смоленщине. Воспитывать уважение к ветеранам.
Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
Встреча с участником ВОВ.
Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
Встреча с участником ВОВ.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин», С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.
Просмотр фильма о войне.
Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.
Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».
Беседа о героях, прославивших родной край.
Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)
Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»
Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы
ИСТОЧНИКИ :
1. Болотова С. А. «Азбука Смоленского края» Ч. 2 — Смоленск:Русич, 2008
2. Песня о Смоленске muzofon.com/search/
3. Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.
4. Воронова Л. И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л. С. Талашкино. М. 1989 г.
5. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М. 1978 г.
6. Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.
7. Ивановская, В. И. Русские орнаменты/ В. И. Ивановская - М. : Издательство «В. Шевчук».- 2006 г.
8. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М. : Белые Альвы. - 2005 г.
9. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб. : Искусство-СПБ. - 2006 г.