Светлана
Педагогический проект по познавательному развитию «Загадочные знаки и символы» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по познавательному развитию (математические представления)
для детей подготовительной к школе группы
«Загадочные знаки и символы»
Разработали воспитатели:
Жгилева С. В.
Кузьменко Е. А.
г. Волгодонск 2019г.
Педагогический проект :
Публикация «Педагогический проект по познавательному развитию „Загадочные знаки и символы“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
«Загадочные знаки и символы».
Образовательная область:
«Познавательное развитие» (мир человека; математические представления);
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой, долгосрочный.
По доминирующему методу: информационно – практико - ориентированный.
По характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
По характеру контактов: участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников.
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: 3месяца (01.02.19 г. - 30.04.19 г.)
Участники проекта : воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Форма совместной деятельности: сотрудничество
Проблема:
Возможно ли успешное усвоение детьми элементарных математических представлений о числе и цифре, как знаках, через разные виды деятельности?
Актуальность темы проекта :
Дошкольное образование в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика. Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра. Следовательно одной из основных задач воспитателя является поиск средств и форм для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности.
Цель проекта : создание условий для использования знаков, символов через различные виды деятельности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Расширять кругозор детей
Закреплять знаки для обозначения арифметических действий; навыки счета
Сформировать понятие о букве и цифре как знаках;
представления детей о способах записи цифр в разные эпохи у разных народов
Познакомить детей с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, воинского отличия, знаки-символы.)
Сформировать представления детей о графических знаках
Формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности
Познакомить с историей возникновения цифр, чисел;
сформулировать, что такое число, цифра, знак
Развивающие :
Развивать связную речь детей;
мелкую моторику рук;
умение ориентироваться на листе бумаги, в окружающей обстановке;
предпосылки творческого продуктивного мышления
Воспитательные:
Воспитывать у детей учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности; усидчивость; аккуратность; самостоятельность; умение доводить начатое дело до конца. Предоставлять детям выбор материалов в образовательной деятельности.
Предполагаемый результат:
предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:
повышению уровня математических представлений у детей дошкольного возраста, выработке интереса к самому процессу познания математики; стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач, активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений.
У детей появится интерес к знакам и символам, понимание их роли и значения для человека.
Сформируются навыки в расшифровке знаков, могут использоваться в повседневной жизни. Вырастет атмосфера сотрудничества, доверия, взаимодействия с родителями воспитанников.
Принципы:
Комплексность использования всех средств и приемов в фэмп.
Систематичность и последовательность.
Индивидуально – дифференцированный подход.
Доступность и научность информации.
Условия реализации проекта :
Реализация математического проекта по всем разделам образовательной программы.
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающих смену разнообразной деятельности и отдыха.
Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности.
Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Организация и пополнение развивающей среды в группе по данному проекту.
Этапы реализации проекта
I Информационно-накопительный(01.02.19-31.05.19)
Деятельность педагогов Деятельность детей Работа с родителями
Определение содержания педагогической работы, разработка плана реализации мероприятий.
Подборка и изучение методического, дидактического материала, специальной литературы.
Обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.
Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта, планирование деятельности; сбор материалов по теме. Знакомство с
темой проекта
«Загадочные знаки и символы»
Расширение представлений родителей о проводимых в ДОУ познавательно-творческих мероприятиях. Информирование родителей о педагогических приемах развития у детей познавательно- исследовательских действий.
II Организационно-практический (01.02.19-31.05.19)
Деятельность педагогов Деятельность детей Работа с родителями
Интеграция образовательных областей: познавательные занятия, поисково-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые, подвижные игры, проблемные ситуации, досуги, икт…
Участие и проведение мероприятий.
Изготовление дидактического материала, картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий, подборка консультативного материала.
Подготовка детей к инсценировке, изготовление атрибутов, элементов костюмов.
Обмен опытом работы по проблеме проекта внутри учреждения.
Совместная деятельность педагога с детьми :
1. Знакомство с цифрами и числами
2. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки?» провести беседу «Знаки вокруг нас».
3. Работа с пособием «Познаю мир»
4. Прогулки и экскурсии вокруг д/с «В поисках знаков»;
«О чем рассказывают знаки на улицах»
4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков.
6. Дидактические игры на классификацию, сериацию
7. Упражнения в использовании моделей, знаков, символов в разных образовательных
областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Познавательное развитие».
8. Изготовление Блокнота Открытий с придуманными знаками и символами;
9. Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов?»
10. Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками, пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).
Самостоятельная деятельность:
1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов :
«Выбери (придумай) знак к предмету, слову»;
«Где чей контур?»;
«Тени»;
«Рисунок для другого»;
«Делаем зарядку»;
«Составь картинку»;
«Отгадки»; «Что чем узнаем?»; «Волшебный компьютер»; «Волшебная фотография»;
«Похожи - не похожи»;
«Найди семейку»;
«Найди клад»;
«Куда залетела пчела?»
Продуктивная деятельность: рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;
конструирование из деталей «Чудо- крестиков»
«Конструктора букв», «Прозрачного квадрата», игры с «Геоконтом»,
«Игровизором» и другими пособиями В. В. Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.
Раскрашивание знаков дорожного движения для сюжетно- ролевых игр;
конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки). Изготовление элементов костюмов для инсценировки сказки «Путешествие в страну знаков».
Создание макета «Моя улица»; книжек своими руками «Веселые цифры»; рисунки о пдд; Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности; выставки (альбома) :«модели машин и их символика».
Привлечь родителей к домашнему заданию «О чем рассказывают знаки на упаковке» с описанием назначения знака на коробке, упаковке…
Встречи с интересными людьми «Профессиональная символика».
Помощь в создании коллекций значков, календариков, символики.
Обогащение развивающей среды по фэмп.
III Презентационно – завершающий(15.05.19-31.04.19)
Деятельность педагогов Деятельность детей Работа с родителями
Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в ходе реализации проекта : обобщение и презентация опыта работы.
Презентация проекта на групповом родительском собрании. У детей появится интерес к знакам и символам, понимание их роли и значения для человека.
Сформируются навыки в расшифровке знаков, могут использоваться в повседневной жизни Педагоги представляют
продукт своей
деятельности
родителям группы : инсценировка сказки «Путешествие в страну знаков».
Продукт деятельности проекта : инсценировка сказки «Путешествие в страну знаков»; игры, изготовляемые своими руками: ребусы, головоломки, лабиринты
Методическое обеспечение: программа «Радуга»(под редакцией Е. Н. Соловьевой; Гризик
электронный банк игр