Светлана Анатольевна Комарова
Педагогический проект по естествознанию в старшей группе «Чудо картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по естествознанию в старшей группе «Чудо картошка»
Воспитатель: Комарова Светлана Анатольевна
Актуальность. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Публикация «Педагогический проект по естествознанию в старшей группе „Чудо картошка“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Картофель. Проекты и исследовательские работы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о чуде картошке с целью углубления естественнонаучных знаний детей, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.
Нам чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Нам представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях
решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Новизна. В своей работе над мини-проектом мы использовали определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Цель: Способствовать формированию естественно-научных представлений и исследовательских навыков по теме «Картошка».
Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Тип проекта : практически-деятельностный, познавательно-игровой, групповой, краткосрочный.
Гипотеза: Целенаправленно организованнаяпознавательно-исследовательскаядеятельность по формированию представлений об овощной культуре (картошке) будет способствовать развитию естественнонаучных представлений.
Задачи проекта :
1. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
2. Формирование представлении об историей появления данной овощной культуре в нашей стране.
3. Развивать любознательность к овощной культуре (картошке, ее питательной ценности и пользе для организма.
4. Развивать представления о:
• жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым);
• строении, функциях и назначении его частей (корень, листья, клубни….);
• влиянии света, тепла, воды;
• экологически грамотном поведении человека с растением.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания развивающей предметно-пространственной среды созданной в дошкольном учреждении, которая включает:
природный уголок-выставка;
информационные уголки с наглядной информацией о картошке, схемами роста овоща, виды картошки;
информация для родителей «Питательные свойства картошки»;
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект «Картошка хлебу присошка»
Задачи:
- пробудить у детей желание познакомится с картошкой ближе;
- развивать у детей самостоятельность в исследовательской деятельности;
- воспитывать желание к познавательной деятельности;
- формировать умение отражать характерный цвет картошки в рисовании.
Содержание работы:
• заучивание стихотворения И. Демьянов «Картошка»,
З. Александрова «Урожай картошки»,
• художественное слово: «Картошка»,
• продуктивная деятельность: Изготовление атрибутов на праздник к костюму «Госпожа картошка»,
• конкурс рисунков «Картофель и фантазия»,
• экспериментально-исследовательская деятельность: Рассмотреть клубни картошки под лупой, микроскопом, в разрезе,
• НОД «Родина картошки?»,
• подвижная игра «Собери урожай».
Работа с родителями:
- Консультация на тему «Овощи в рационе ребенка».
- Конкурс композиций из картошки «Картофельное царство».
2. Планирование деятельности «Неказиста, мешковата» :
- развивать интерес к загадкам, воспитывать воображение,
- учить детей сажать клубни картошки в землю, формировать обобщенные представления об овощах, расширять знания о способах посадки,
- завести календарь наблюдения за прорастанием ростков картошки из клубней,
- познакомить детей со значением картошки для жизнедеятельности человека.
Содержание работы:
• Загадки о картошке.
• Посев клубней картошки в землю.
• Подвижная игра «Гусеница».
• НОД «Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла».
• Дидактическая игра «Найди по описанию».
• Экскурсия на огород.
Работа с родителями:
• Мастер-класс «Огород на окне».
• Коллаж «Королева картошка».
3. Осуществление деятельности по решению проблемы «Госпожа картошка».
Задачи:
- формировать интерес к устному народному творчеству,
- развивать навык передавать основную форму и характерные особенности картошки.
- развивать эстетическое восприятие, учить красиво располагать изображение на листе,
- прививать детям навыки ухода за рассадой, воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Содержание работы:
• Поговорки, пословицы о картошке :
«Картошка да каша – еда наша», «Картофель хлебу подспорье», «Картошку копать, не руками махать».
• Экспериментально-исследовательская деятельность «Посадка клубней картошки на грядки».
• Зарисовка в календаре наблюдений: «Что нужно для роста?» (вода, тепло, свет, «Уход за рассадой на огороде».
• Музыкальная деятельность: Пение народных песен о картошке «Бульба», «Огородная-хороводная» Можжевеловой Н. А.
• Подвижная игра «Варим щи».
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
• НОД «Ах, картошка - объеденье».
Работа с родителями:
• Оформление стенда для детей «Картофельные грядки».
5. Презентация результатов «Урожай картошки»
Задачи:
- обобщить представление об основных фазах жизненного цикла растений;
- рассказать детям о сборе урожая, когда и как убирают урожай.
Содержание деятельности:
• Музыкальная деятельность: Песня «Бульба»
Пение народной песни:
«Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть её варёной
Иль в мундире запеченной.
Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.»
• Экспериментально-исследовательская деятельность: жизненный цикл растений; сбор урожая.
• Совместный досуг: «Госпожа картошка».
• Презентация результатов проекта родителям и педагогам.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
2. Воспитанники имеют представления об истории появления данной овощной культуре в нашей стране.
3. У детей наблюдается устойчивый интерес к овощной культуре (картошка, ее питательной ценности и пользе для организма.
4. Достигнуты успехи детей в сформированности представлений о:
жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым,
строении, функциях и назначении его частей (клубни, ростки, листья,
влиянии света, тепла, воды,
экологически грамотном поведении человека с растением.