Светлана Захарова
Педагогический проект патриотической направленности «Ваш подвиг в сердце сохраним!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект патриотической направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Сказка»
Педагогический проект
«Ваш подвиг в сердце сохраним.»
Номинация: Лучший проект, направленный на создание и совершенствование системы патриотического воспитания в образовательных организациях
Авторы:
Чернова Наталья Александровна, воспитатель, Захарова Светлана Петровна, воспитатель.
ЗАТО Александровск
г. Полярный
2024
Пояснительная записка.
Публикация «Педагогический проект патриотической направленности „Ваш подвиг в сердце сохраним!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В, Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война - это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы и гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви к Родине.
Считаем, что одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Познавательный проект нравственно-патриотической направленности, обеспечивает не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления, выразить чувства об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны, региона и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта : познавательно-творческий нравственно-патриотической направленности.
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 01 февраля по 15 мая 2024 г.
Участники проекта : дети логопедической группы «Золотая рыбка» (6-7 лет, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и родители.
Цель проекта :
Формирование основ нравственно-патриотического сознания, на основе расширения представлений детей о Победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне посредством познавательной, социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
2. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в нравственно-патриотическом воспитании детей.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи и музыки, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Ожидаемые результаты проекта.
•Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
•Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
•Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
•Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства педагогов, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
•Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
•Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
•Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
•Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Содержание работы по реализации проекта
«Ваш подвиг в сердце сохраним.»
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие (изучение тем) :
- «Наша родная Армия», «Воин-солдат. Вечный огонь», «Военная техника», «Дети войны», «Награды», «День Победы», «Военные профессии», «Великая Отечественная Война», «Герои Великой Отечественной войны», «Герои, которые ковали победу в тылу», «Их именами названы улицы нашего города» и др.
Художественно-эстетическое развитие:
- Художественное творчество на темы: «9 мая – День победы», «Сирень», рисунки к литературно-художественным произведениям по инициативе детей, «Награды героев» и т. п. ;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
- Оригами «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен и флешмоба к празднику Победы;
Речевое развитие:
- Чтение детям художественных произведений: Е. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога», М. Пляцковский «Май сорок пятого года», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем», А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники» и многих др.
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
- Словарная работа (толкование слов)
- Работа с пословицами и поговорками о защитниках и героях.
Физическое развитие:
- Спортивная эстафета (апрель);
-Начальная строевая подготовка (перестроение с флажками под музыку)
Социально-коммуникативное развитие:
- «Круги общения» (утренние и вечерние беседы); -Игры; - Посещение выставки в музее, посвященной ВО войне;
- Целевая прогулка к мемориальному постаменту, к музею под открытым небом (с родителями в выходной день);
- Участие в детском шествии «Бессмертный полк» (выступление со стихами, флешмобом; минута молчания, запуск шаров в небо, возложение цветов к обелиску на торжественном мероприятии посвященном празднованию Дня Победы);
- Взаимодействие с библиотекой ( тема: «Судьба детей в годы ВОВ»).
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей (выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей).
- Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России», «Как растить патриотов»;
- Рекомендации родителям по домашнему чтению (список произведений о ВОВ и защитниках Родины);
- Участие родителей в оформлении «Уголка Славы» - «Никто не забыт ничто не забыто!» (фотографии родственников воспитанников участников ВОВ, краткая информация о их вкладе в Победу);
- Семейные экскурсии по городу с целью посещения памятников Воинской Славы (с родителями в выходной день);
- Краткосрочный семейный познавательный проект или «Квест-путешествие по героическому пути защитников Заполярья».
- Привлечение родителей к изготовлению портретов и подготовке атрибутов к праздничному шествию;
- Составление и запись родителями, небольших рассказов на тему «Мой дедушка (бабушка) - герой» (об истории своей семьи в годы войны, о родственниках - участниках Великой Отечественной войны;
- Участие родителей в социальной детской акции «Бессмертный полк».
План реализации проекта.
I Этап - подготовительный. Погружение в проект.
1. Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2. Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель).
5. Привлечение родителей к сбору информации и подбору тематического материала в группе (фотографий, семейных памятных реликвий и т. п.).
6. Оформление книжной выставки ( чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога» и др., беседы- рассуждения по прочитанному, рассматривание иллюстративного материала.
II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям и родителям (реализация плана).
1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, разработать план реализации проекта.
2. Привлечь родителей к подборке необходимого материала для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3. Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину!» (помощь родителей, домашнее чтение).
4. Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.
5. Подбор музыкальных произведений военной тематики.
6. Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет Уголка славы «Никто не забыт, ничто не забыто!» (наград, фронтовых историй, писем с фронта (из семейного архива).
Формы работы с детьми в ходе реализации проекта :
- Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых Дню Победы;
- Разучивание стихотворений на военную тематику;
-Онлайн-экскурсия в городской историко-краеведческий музей;
- Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М. Блантера, «Экипаж – одна семья» сл. Погорельского, «Наша родина сильна» сл. Волгиной, «Прощание славянки» В. Алкина, «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек»;
- Изготовление фронтовых писем (техника оригами);
- Просмотр мультфильмов на военную тематику: «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Воспоминание»;
- Ручной труд «Подарки ветеранам и детям войны»;
- «Прочти книгу о войне» (домашнее семейное чтение);
- Беседы: «День Победы», «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», «Мы помним героев Североморцев», «Письма с фронта» и др. ;
- Оригами «Голуби мира»;
- Дидактическая игра «Ордена и медали»;
- Рассматривание фотографий военных лет, наград (медалей, орденов, которыми награждали героев войны;
- Составление и запись родителями, небольших рассказов на тему «Мой дедушка (бабушка) - герой» (об истории своей семьи в годы войны, о родственниках - участниках Великой Отечественной войны;
- Просмотр презентации и видеороликов «День Победы»;
- Подготовка к праздничному мероприятию ко Дню Победы и детскому шествию «Бессмертный полк».
III Этап - заключительный. Оформление результатов.
Итоговые мероприятия:
- Участие в детском шествии «Бессмертный полк», в торжественном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы (выступление со стихами, флешмобом; минута молчания, запуск шаров в небо, возложение цветов к обелиску героев Североморцев и мемориалу «Морская душа».
- Участие детей в конкурсах чтецов и др.
Продукты проекта.
Для детей:
- Оформление уголка славы «Никто не забыт, ничто не забыто!» к празднованию великой Победы.
- Альбом совместного творчества «Война глазами детей» (рисунки, фото, стихи, высказывания и впечатления детей об увиденном, услышанном о войне и Победе, о наиболее запомнившихся героях и о том, какими должны стать они, чтобы сохранить мир и т. п.)
- Электронная Книга памяти «Герои Заполярья» (совместное семейное творчество по итогам квеста);
- Выставка художественной литературы для детей «Они защищали нашу Родину!»
Для родителей:
- Презентация «Уроки Великой Отечественной войны для детей» фото-отчет о реализации проекта;
Для ветеранов и детей войны:
- Открытки и письма, сделанные ребятами для торжественного поздравления.
Для педагогов :
- Презентация результатов проекта на методических мероприятиях ДОУ, города, области.
Результаты работы по проекту.
Таким образом, нравственно-патриотическая направленность проекта обеспечила воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о жизни в тылу и тягостях тех лет. Поняли, какой ценой была достигнута Победа и что нужно ценить подвиг героев ради светлого будущего. Научились бережно относиться к семейным фотографиям и реликвиям (орденам, медалям и др.) Осознали важность праздника – Дня Победы в жизни российского человека. У них появился интерес к истории своей Родины, своей семьи.
Благодаря целенаправленной проектной работе, слаженному взаимодействию педагогов и родителей, дети подготовительной группы выражают в своей деятельности и поступках чувство любви к Родине, гордость за ее достижения, уверенность в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Методическая литература.
1. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://archives.ru/programs/patriotic.shtml
2. Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
3. Лев Кассиль «Твои защитники» - электронная библиотека https://profilib.com/chtenie/10053/lev-kassil-tvoi-zaschitniki.php
4. Арапова-Пискарева Н. А. Мой родной дом : программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Москва : 2005. – 134 с. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. – М. : Мозайка-Синтез, 2015г. – 80 с.
5. Веракса Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы» – М. : Мозайка-Синтез, 2014г. – 368 с.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» 5-7 лет. – М. : Мозаика- Синтез, 2018г. – 64 с.
7. Дунаева А. С., Матвеева Л. В., Потапченко Е. Г., Чернышова Л. А. - авторы-составители – педагоги МБДОУ «ДС № 90» г. Мурома Владимирской области Проектирование тематической недели «Дал присягу - назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет. – СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г. - 112 с.
8. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 110 с.
9. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Москва : Издательство Скрипторий 2010. – 109 с.
10. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М. : Сфера, 2010г. - 158 с.
11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с дошкольниками. – М. : Мозайка-Синтез, 2015г. - 80 с.
12. Шорыгина Т. А. О детях- героях Великой Отечественной войны. – М. : ТЦ Сфера, 2014г. - 75 с.
13. Кузнецова, И. Проект "9 мая - День Победы" / И. Кузнецова, М. Голякова, С. Топунова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 33- 35
Приложение 1.
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест, поздравление ветеранов.
Приложение 2.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой
Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- Дополнительным выходным.
3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
- Затрудняюсь ответить.
5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
- Нет. Затрудняюсь ответить.
6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
- Если да, напишите, кто именно
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление мини-музея, фотовыставки.
- Создание альбома «Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3.
Викторина «Великая Отечественная».
Дети, сегодня мы с Вами проведём викторину, посвящённую Великой Отечественной войне и Дню Победы.
«Викторина» — это слово означающее «победа». В нашей игре будет целая команда победителей, которые правильно ответят на все мои вопросы и получат медали.
Вопросы детям:
1. Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы)
2. Почему он так называется? (9 мая каждого года наша великая страна отмечает праздник победы СССР над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне, проходившей с 1941 по 1945 год)
3. Как называют в наше время людей воевавших во времена Великой Отечественной войны? (ветераны)
4. Чем сражались бойцы? (танки, пулемёты, пушки, «катюши», пистолеты, винтовка, автоматы)
5. Как проводили досуг между боями наши защитники? (пели песни, играли на гармошке)
6. Как звали героя войны, который приходил к нам на занятие? (кукла Василий Теркин)
7. Какие цветы принято дарить на праздник 9 мая? (Гвоздики)
8. Кто был врагом в ВОВ? (фашисты)
9. Как празднуют ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 мая? (Салют, Полевая кухня, концерты, праздничный стол)
10. Какого цвета флаг Победы над фашистской Германией? (красного)