Анна Карганова
Педагогический проект «От семени до растения»
▼ Скачать +Заказ
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №51 Московского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«От семени до растения»
Автор: Карганова Анна Валерьевна
Тип проекта : познавательно — исследовательский, творческий. Продолжительность: среднесрочный (февраль-май) Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Педагогический проект „От семени до растения“» размещена в разделах
Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Дети узнают мир опытным путем через визуальные, тактильные ощущения, через попытки сделать что-то своими руками.
Дошкольники — маленькие исследователи, испытатели и "ученые", которые с удивлением и радостью познают для себя окружающий мир. Именно из-за этого проектно-исследовательская деятельность заняла свое значимое место в системе работы в детского сада. Используя огород на окошке, в помещении группы, дети имеют возможность познакомиться с ростом растений, понаблюдать за их развитием в различных условиях.
Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.
3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в ходе совместной работы, желание применять полученные знания в быту.
4. Расширение кругозора
Развивающие задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, обобщать результаты наблюдений.
Предполагаемые результаты
Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.
Сформируются разносторонние знания разнообразии семян растений.
У детей появится интерес к выращиванию, уходу за растениям.
Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Получат знания по уходу за культурными огородными растениями.
У детей сформируется умение вести наблюдения и делать первые выводы.
Дошкольники приобретут навыки бережного отношения к растительному миру. Сформируется уважительное отношение к труду других людей, разовьется желание трудиться самому и добиваться результатов своего труда, радоваться полученным результатам, появится желание участвовать в общем деле.
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Постановка цели и задач по выбранной теме.
3. Сбор, подготовка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Совместно с детьми собрали коллекцию семян.
• Подготовили ёмкости, почву и орудия труда для посадки растений.
• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
• Создали картотеку дидактических игр экологической направленности: «Что сначала, что потом?», «Где что зреет?», «Где посадим семена?», «Найди по описанию», «Какого растения не стало?»
• Изготовлен макет "Огорода на окошке", подготовлены поддоны для рассады.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
• Дети совместно с воспитателем посадили семена томатов, перца, редиса, гороха, кориандра и головки лука.
• Пророщенные семена посаженных культур поставили в теплом, хорошо освещенном месте (на подоконнике).
• Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в влажном контейнере;
- проращивание семян гороха, томатов, перца во влажной ткани;
- посадка пророщенных семян в подготовленную плодородную почву;
- влияние света, тепла, воды на прорастание семян и рост растений.
• Дети совместно с воспитателем вели дневник наблюдений за ростом растений, делали фотографии, как появляется стебелек над землей, первый листочек.
• Во время проведения проекта дети познакомились со стихами, загадками, поговорками, пословицами, дидактическими и подвижными играми на данную тему.
• На протяжении всего проекта проводились увлекательные развивающие занятия и беседы.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Создан дневник наблюдений «Огород на окошке» с записями о всходах, росте растений.
• Были посажены и пророщены семена различных культурных растений, которые позже были высажены в почву, проведены опыты о влиянии на жизнь растения благоприятных условий (почва, влага, свет, тепло)
• Дети совместно с родителями, выращивали растения дома.
• Оформили огород на участке группы.
• Все этапы проекта снимались на фотоаппрат, в последствии был создан альбом "Наш огород на окошке".
Итог проекта :
у детей был сформирован естественный интерес к познанию, любознательность, заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.
Сформировалось знания разнообразии семян растений, их внешнего вида.
У детей появился интерес к выращиванию, уходу за растениям.
Дети научились различать некоторые виды растений, знают много интересного из жизни растений
Дети получили знания по уходу за культурными огородными растениями, их особенностями развития.
Дошкольники приобрели навыки бережного отношения к растительному миру. Сформировалось уважительное отношение к труду других людей, появилось желание трудиться самому и добиваться результатов своего труда, радоваться полученным результатам, сформировалось желание участвовать в общем деле.
Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.
Итог проекта :
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе. Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой.
Список используемой литературы:
Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).