Марина Трушкина
Педагогический проект «Новаторы. Что, зачем и почему — все исследую, пойму!»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Паспорт проекта
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Педагогический проект „Новаторы, Что, зачем и почему — все исследую, пойму!“» размещена в разделах
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
• расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• привлечение родителей к совместной деятельности;
Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный май-август 2021г
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта :
1. Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
• Консультация
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами :
• Консультации
• Буклеты
• Мастер-класс
Предполагаемый результат:
• Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
• Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
• Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
Перспективы:
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Новизна:
• Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Этапы проведения проекта
Этапы Содержание деятельности Сроки
Организационно – диагностический Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.
Разработка перспективного планирования с детьми
Организация предметно – развивающей среды Март - Апрель 2021 г.
Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
Май-Август
2021г
Заключительный Педагогическая диагностика на конец проекта.
Август 2021г.
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2021г.
Месяц Вид деятельности Тема Цель
Май Беседа - рассказ Экскурсия в детскую лабораторию Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Познавательное видео. Волшебные стеклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения.
ОД Свойства веществ Формирование представлений о свойствах веществ.
Опыт Растворяются, не растворяются в воде Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.
Опыт Исследование свойств воды Познакомить детей с таким свойством, как цвет и вкус Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.
Опыт Исследование свойств воды Прозрачность воды Смешивание цветов.
Опыт Свойства веществ Что произойдет,если…
Опыт Тонет- не тонет Расширять знания о разных материалах
Опыт «Волшебное яйцо» Простая и соленая вода,чем они отличаются
Рисование-опыт Радуга на молоке
Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
Опыт-развлечение Мыльные пузыри Сделать мыльные пузыри самостоятельно для прогулки
Д/игра «Защитим океан» Расширять знания о проблемах загрязнения водных экосистем
Опыт «Перо и масло» Расширять знания о загрязнении морей нефтью для решения экологической задачи. стр. 150
Опыт Изготовление цветных льдинок Вода имеет форму Расширять знания о воздухе.
Июнь Беседа «В мире растений»
Опыт Посадка лука Наблюдение за ростом
Опыт «Вершки -корешки» Выяснить что раньше появляется из семени.
Опыт-исследование «Растения пьют воду»
«Покрасим листок»
Труд на огороде «Животворное свойство воды» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Д/игра «Что где растет» Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе
Беседа «Воздух -невидимка» Выяснить что раньше появляется из семени.
Опыт «Имеет ли воздух вес» Уточнить свойства воздуха «В мире электричества» Расширить представление детей о электричестве.
Беседа «В мире электричества» Расширить представление детей о электричестве.
Эксперимент «Волшебный шарик» Установить причину статического электричества.
Игра - эксперимент «Чудо прическа»
Познакомить с проявлением статического электричества.
Опыт «Поймаем воздух»
Опыт «Воздух и огонь»
Эксперимент «Электрические шары»
Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит) Познакомить с происхождением магнита.
Опыт «Изучаем свойства магнита» ,»Волшебный магнит» Выявить свойства магнита.
Опыт «Волшебная сила магнита» Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.
Д/игра «Поймай рыбку» Закреплять знания о магните в процессе игры.
Август
Презентация «Что такое молния» Выявить что гроза это проявление электричества в природе.
Опыт «Загадочная бумага» Выявить свойства бумаги
Опыт «Фильтрование воды»
Стр. 114 Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
Опыт «Цветы лотоса» Стр. 99 Свойства бумаги
Наблюдение «Вода испаряется с помощью ветра» Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.
Опыт «Запасливые стебли» Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.
Презентация «Лес -защитник и лекарь» Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.
П / игра «Крылатые семена» Закрепить знания о семенах в процессе игры.
Опыт «Заплесневелый хлеб»стр. 120 Формировать представление о бактериях
Презентация «Мир металлов» Познакомить детей с разновидностями металлов.
Презентация «Богатства Краснодарского края» Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РФ
Развлечение «Рисование на камне» Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.
Д/игра «Гора и камешки» В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.
Чтение х/л «Сказка про лежачий камень, под который вода не течет» Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.
Эксперименты на прогулке «Взаимодействие воды и солнца» Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.
Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
Опыт «Невидимые чернила»
Стр. 62 Формировать представления о свойствах различных жидкостей
П/игра «Мы водные капельки» Закрепить знания о круговороте воды в природе.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А