Оксана Викторовна Евса
Педагогический проект «Наши друзья — птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ид проекта : познавательно-исследовательский
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Срок реализации: ноябрь - июнь
По количеству участников: коллективный.
Участники: дети средних, старших, подготовительных групп, педагоги, родители.
Публикация «Педагогический проект „Наши друзья — птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.
Важно знать: Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.
Ежегодно, начиная, с 12 ноября в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни.
Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят, дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.
Цель: воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Самарской области, учить называть части тела птиц.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека. Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.
Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Взаимодействие с родителями:
• Участие в изготовлении кормушек для птиц.
• Участие в акции «Птичья столовая».
• Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение рекомендуемой литературы.
• Оказание помощи дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановок.
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;
- беседы, чтение художественной литературы;
- слушание голосов птиц, песен о птицах;
- выставки рисунков и поделок;
- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;
- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция с педагогами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Птичий столб, кормушки (на участке, скворечники, календарь наблюдений (дети отмечают птиц, которых они наблюдали, иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки, подбор дидактических игр; угощения для птиц (семена растений, крошки, крупы); документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о птицах, интерактивные игры, проектор, экран…
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (информационно-исследовательский) :
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
• Подбор литературы, материалов из Интернет - ресурсов.
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Разработка плана для участников проекта.
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
II этап – основной (продуктивно - творческий)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Мероприятия:
1. НОД по окружающему миру:
• «Наши пернатые друзья»
• «Знакомство с птицами, живущими в городе»
• «Как наши пернатые друзья живут зимой»
• «Перелётные и зимующие птицы»
• «Птичий двор»
2. Беседы:
«Почему мы считаем птиц своими друзьями?», «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы?», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края?», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать?», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Хищные птицы», «Значение птиц в природе»
3. Дидактические игры: «Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)
4. Подвижные игры:
«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки»,
«Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Пингвины на льдине», «Стая», «Кукушка»
5. НОД (рисование и аппликация) : рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Кто прилетел на кормушку», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.
6. Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.
• Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок)
• Вкусные пирожные (изготовление угощений с помощью картона, клейстера и птичьего корма)
• Обед на шишке
• Необычная веточка
Заметка. Птицы охотно летят на кормушки естественных цветов (древесных, пастельных, но чувство голода превосходит другие чувства, и пугливые воробьи и синички подлетают на яркие цвета. С большим удовольствием птицы лакомились детскими угощениями.
7. Чтение художественной литературы.
Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Е. Авдеенко «Воробей»; А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы».
Сказки: Г. Х. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах
8. Исследовательская деятельность
Целевые прогулки.
Наблюдения:
•Птицы, что изменилось в поведении осенью?
• Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
• Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?
Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки. Хорошо ли они заметны на дереве?
• Наблюдение за попугаями в экологическом кабинете
• Выяснить, какую роль птицы играют в жизни человека, других животных (важную, и в этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве (важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия)
•Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками.
•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
•Наблюдение за гнездованием птиц (выясняем с детьми, какие предметы птицы используют для плетения гнезда, знакомимся с различными видами гнёзд)
•Наблюдение за скворечниками и их жителями
Экспериментальная деятельность
• Исследование маховых и пуховых перьев.
• Почему у водоплавующих птиц лапы с перепонками?
• У кого какой клюв?
• Из чего птицы строят гнёзда?
9. Практическая деятельность
•Заготовка корма для птиц
•Изготовление кормушек, скворечников
•Подкормка и наблюдение за птицами
•Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке»
•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
10. Использование ИКТ
• Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»
• Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)
• Интерактивные игры «Кто на кормушке лишний», «Найди маму птенцу», «Что сначала, что потом» (этапы развития, «Узнай птицу по силуэту»
• Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»)
• Мультфильмы «Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка», «Цапля и журавль», «Гадкий утёнок» …
Заметка. Дети сами приносят художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах. Мы знакомимся с материалами, обмениваемся впечатлениями, узнаём что-то для себя новое и делаем выводы о нашем отношении к птицам (педагог –наставник)
11. Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)
III этап – заключительный (подведение итогов)
• Презентация проекта (фотоотчёт)
• Организация птичьей столовой на территории детского сада
• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков»
• Сооружение птичьего столба
•Создание паспорта птиц средней полосы
Результаты реализации проекта :
•Созданы необходимые условия в ДОО по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих и перелётных птиц (организована птичья столовая, вывешены скворечники, сооружён птичий столб, собран иллюстративный, дидактический материал).
•Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека).
•Находясь возле кормушек, рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения:
громко не кричать, не делать резких движений,
не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки,
корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.
•Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдения). На каждом участке находится, как минимум, по 2 кормушки (11 участков, есть кормушка у центрального входа и на птичьем столбе – всего 24 кормушки, и все они находятся под присмотром педагогов и ребят т. е. никогда не пустуют.
•Развили у детей любознательность, творческие способности, коммуникативность.