Нелли Корабельникова
Педагогический проект «Превращение семечка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной группе
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем оптыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его деятельность.
Л. С. Выготский
(1 слайд) Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. (2 слайд) Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается (3 слайд).
Публикация «Педагогический проект „Превращение семечка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Подготовительная группа
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Старшие дошкольники уже имеют представление о значении растений для жизни человека и в природе, сезонных изменений в жизни растений, их многообразии. (4 слайд)
Но, исходя из результатов мониторинга уровня сформированности экологических представлений (С. Н. Николаева, Л. М. Маневцева, я сделала вывод о том, дошкольники называют правильно части растений, однако 18% детей не назвали корень, так корень скрыт в земле. (5 слайд). Также не все дети называли стадии развития растения и, какие условия нужны для полноценного развития овощной или цветочной культуры.
Поэтому в рамках кружка по экспериментированию «Почемучки» я разработала проект «Приключение семечка», который позволил обогатить знание о развитии растения, пищевой ценности овощей, развитию познавательных способностей, способствовать развитию личностных качеств дошкольников и их коммуникативных способностей, трудовых навыков и творческих способностей детей. (6 слайд)
Этапы проекта (7 слайд)
I этап - организационный (октябрь)
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его задач и реализации
II этап - основной (ноябрь- апрель)
Цель: организация комплексной программы по реализации задач проекта
III этап - заключительный (май)
Цель: презентация и анализ проекта
Паспорт проекта (8 слайд)
Тип проекта по доминирующему методу:
• Познавательно-исследовательский
• Информативный.
Тип проекта по характеру контактов:
• Открытый.
Тип проекта по количеству участников: групповой;
Участники проекта :
• Воспитанники подготовительной группы;
• Воспитатели;
• Родители дошкольников;
• Сотрудники станции Юных натуралистов.
Сроки реализации: сентябрь 2016- май 2017 г. г.
Цель: (9 слайд) Создание условий для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян астр и овощных культур.
Задачи: (10 слайд)
• Расширить знания детей о цикле развития растения (астры, моркови, огурцов, условиях, необходимых для их развития, помочь детям освоить простые агротехнические умения и навыки;
• Развивать понятие о растениях как живых организмах;
• Создавать условия для формирования навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы, фиксировать свои наблюдения;
• Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• Развитие собственно познавательного опыта ребенка;
• Осуществлять патриотическое воспитание, прививая любовь к родному Тамбовскому краю, богатому плодородными, черноземными почвами, воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, осуществлять профориентацию дошкольников, развивая интерес к профессиям агронома, почвоведа и т. п.
Проблемные вопросы проекта (11 слайд)
1. Что нужно, чтобы растение росло и развивалось?
2. Как развивается растение?
3. Что было бы, если бы не было растений?
Предполагемые результаты проекта : (12 слайд)
1. Дошкольники научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими в помещении на клумбах, огороде, познакомятся с условиями их содержания.
2. Развитие практических навыков исследовательской деятельности, агротехнических приемов, умения замечать происходящие изменения при выращивании растений и фиксировать результат.
3. Обогащение словарного запаса по теме проекта, появление опыта коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях.
4. Развитие личностных характеристики воспитанников (проявление инициативы, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, появление потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими).
Условия реализации проекта (13 слайд)
• Лаборатория в комнате дополнительного образования и познавательный центр в группе;
• Методический инструментарий (картотека дидактических игр экологической направленности, конспекты НОД и досугов);
• Подборка художественной литературы «Познавательное чтение»;
• Подборка опытов с растениями
I этап – подготовительный (14 слайд)
• Анализ актуальности проблемы развития поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников:
• Составление и обсуждение со всеми участниками проекта «Превращение семечка» поэтапного плана работы;
• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
• Ознакомление родителей с темой и планом проекта;
• Мониторинг уровня сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной группы;
• Моделирование проекта «Превращение семечка»;
• Введение детей в игровую ситуацию (Гном Вильгельм просит ребят научить его выращивать цветы и овощи);
• Формулирование проблемы;
• Определение задач проекта
II этап – основной (практический) (15 слайд)
• Планирование деятельности дошкольников в течение НОД;
• Организация НОД и совместной деятельности дошкольника с воспитателем;
• Проведение совместной деятельности с педагогами, родителями, социальными партнерами;
• Организация познавательной среды;
• Контроль процесса деятельности детей по этапам проекта
16 слайд В процессе реализации проекта я старалась создавать в различные проблемные ситуации, которые позволили дошкольникам самим предлагать возможные решения, анализировать и делать выводы. С помощью опыта «Факторы, влияющие на прорастание семян», мы выяснили, что для того, что семена дали проростки важны тепло и влага, семена прорастают в темноте, но для дальнейшего роста рассады свет необходим. Мы накрыли часть рассады астр темной бумагой, дети выявили изменения, произошедшие с рассадой: она вытянулась, стала более светлой окраски. (17 слайд, 18 слайд).
Также в рамках проекта мы с детьми классифицировали природные объекты к живой или неживой природе они относятся. Дети, наблюдая, за рассадой астр выяснили, что растение – это живая природа, так как для растения свойственны все признаки живого организма – рост, питание, дыхание и воспроизведение себе подобных. Выяснить, что растение может дышать, помог следующий опыт. Мы взяли растение толстянку и намазали один из листьев с двух сторон детским кремом. Через неделю дети отметили, как лист желтеет и опадает. Я подвела детей к выводу, что лист погиб, потому что лист был смазан кремом, и процесс дыхания оказался невозможен. Также мы рассмотрели лист толстянки в лупу с большим увеличением, и дети увидели маленькие точки на поверхности листа, через которые входит воздухи, и осуществляется дыхание. (19 слайд)
Очень интересным оказалось наблюдение дошкольниками за вегетативным размножением растений. (20 слайд) Гном Вильгельм предложил детям поставить в воду побег комнатного растения толстянки, и через 10 дней дети отметили появление корней. Это побег с корнями мы посадили и, и у нас появилось новое растение. Таким образом, дошкольники узнали, что растения можно размножать не только семенами, но и частью растения. Я отметила, что такой способ размножения растений активно используется людьми в цветоводстве и садоводстве.
(21 слайд)Великий педагог В. А. Сухомлинский писал, что «труд является великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир». В процесс ухода за рассадой астр, проростками огурца, дети закрепляли знакомые агротехнические приемы – полив, рыхление почвы, также дети познакомились с новым приемом – пикировкой.
(22 слайд) Для успешной реализации проекта совместно с родителями пополнили развивающую среду орудиями труда: приобрели семена для посадки и для создании коллекции, емкости для посадки, грабли, лейки как для работы с комнатными растениями, так и для работе на огороде и клумбе. (23 слайд) Также родители приняли участие в акции по озеленению ДОУ. «Украсим детский сад цветами». Папы и мамы помогли вскопать клумбы, убрать территорию приобрели саженцы роз и петуний.
(24 слайд) Также в проекте участвовали социальные партнеры. На станции Юных натуралистов для дошкольников была организована экскурсия «В гости к первоцветам». Дошкольники познакомились с дикорастущими и культурными первоцветами, узнали об их особенностях, значении первоцветов. Также дети поняли важность сохранения первоцветов, так как многие виды раннецветущих растений из-за деятельности человека становятся редкими, поэтому их занесли в Красную книгу.
(25 слайд) Заключительным этапом была презентация и анализ результатов проекта.
Результаты проекта : (26, 27, 28 слайды)
• Получение рассады астр, плодов огурцов и урожая моркови;
• Создание фотоотчета проекта;
• Создание дневников наблюдений за растениями;
• Создание коллекции семян;
• Пополнение групповой библиотеки познавательными энциклопедиями для детей;
• Пополнение группы дидактическими настольными играми «Растения», «Во саду ли, в огороде»; «На лесной полянке»;
• Выставка детских работ на тему проекта;
• Акция «Украсим детский сад цветами»
• Экскурсия «В гости к первоцветам».
• Приобретение детского инвентаря, необходимого для ухода за растениями.
Статистика проекта : диаграмма «Развитие представлении о растениях как о живых организмах» (29 слайд)
Начало года
Низкий уровень 18%
Средний уровень: 58%
Высокий уровень: 24%
Конец года
Низкий уровень – 0%
Средний уровень- 46%
Высокий уровень- 54%
Подводя итоги проекта, мне хочется надеяться, что полученные знания пригодятся дошкольникам в жизни, они останутся неутомимыми исследователями, и работа, связанная с растениеводством, будет их будущей профессией. (30 слайд)