Крит Наталья Игоревна
Педагогический проект «На Урале мы живем — Родиной его зовем»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по патриотическому воспитанию
«На Урале мы живем!
– Родиной его зовем!»
Составители проекта :
воспитатели детского сада №10 «Солнышко» г. Кировграда
Актуальность:
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Урал - наш край родной
- Темочки
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
В законе «Об образовании Российской Федерации» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое место акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Не все дети знают профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители, воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем поселке, своем народе. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы составляют основу русского народного искусства.
Цель проекта :
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей на основе традиционных праздников и культурного наследия Урала.. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Задачи проекта.
Воспитывать у детей:
* стремление к познанию и уважению культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
* стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
Формировать у детей:
* чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
* представление о России как о родной стране;
* умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.
Развивать у детей:
* познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством познавательной, игровой и творческой деятельности.
Для педагога :
- актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине : закрепить знания о природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале;
- Дать представление о промышленности и хозяйстве своего региона, поселка;
- Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры нашего поселка;
- познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, геологи, шахтеры, горный инженер, камнерез;
- закрепить, опираясь на художественные произведения, знания детей об Урале, его традициях и о роли человека-труженика;
- познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности;
- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона;
- развивать чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;
- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников.
Для родителей :
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- оказывать посильную помощь в создании мини-музея.
- оказывать помощь в изготовлении атрибутов для игр.
Образовательные области:
Здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Создание условий.
- пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- приобретение необходимого дидактического материала;
- создание мини музея в группе;
- создание условий для развития экспериментирования;
- создание условий для самостоятельных игр.
Средства реализации проекта.
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство;
- народные праздники, обряды, традиции;
- непосредственно образовательная деятельность;
Проект :
-Познавательно – творческий.
-Долгосрочный.
-Этапы проекта :
1. Создание условий: подготовка наглядных пособий, оснащение уголков, пошив костюмов, создание музеев. 2. Практический: проведение мероприятий НОД, экскурсий, бесед. наблюдений, творческой деятельности, мастер – классов с родителями. 3. Заключительный: праздничные, итоговые мероприятия.
Участники проекта :
воспитатели,
дети и родители детского сада № 10 «Солнышко»
.
В законе "Об образовании" Российской Федерации провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Отечественные программы по дошкольному образованию нацеливают педагогов на ознакомление детей с "золотым фондом" художественной культуры родного края, с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства своего региона.
В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно- прикладного искусства. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры из стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.
План проведения мероприятий в группах ДОУ по проекту
(Название мероприятий, цель мероприятий, группы,сроки)
1. День народного единства проведение праздничных мероприятий в группах и тематических занятий Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины. Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой. Все дошкольные группы ДОУ Октябрь- ноябрь
2. День матери Воспитывать любовь и уважение к своим мамам. Учить видеть забот,у ласку, теплоту, оказывать посильную помощь, внимание и заботу. Воспитывать в ребенке любовь к родному дому. Формировать нравственно – патриотические чувства. Все дошкольные группы ДОУ ноябрь
3. Новогодние и Рождественские праздники Пополнять богаж знаний детей о народных семейных традициях. Развивать у детей интерес к народным традиционным праздникам. Воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи, друзьям и близким. Все дошкольные группы ДОУ Декабрь-январь
4 Познавательное занятие «Подземные богатства земли» Расширять знания о природ; познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть,газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе Подготовительная группа Октябрь, ноябрь
5. Занятие по ознакомлению детей с декоративным творчеством Урала «Чугунное узорочье каслинских мастеров»
Лепка по мотивам каслинского литья. Познакомить детей с изделиями каслинских мастеров, особенностями промысла Воспитывать уважение к народным промыслам и труду мастеров. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Старшая и подготовительная группы. Декабрь.
6. Познавательное занятие «Деревянная игрушка» Познакомить детей с народным деревянным промыслом. Привлечь внимание детей к народной деревянной игрушке. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Средняя группы Февраль- март
7. Знакомство с Урало-сибирской росписью.
Рисование узоров по мотивам урало-сибирской росписью. Знакомство с урало-сибирской росписью. Учить украшать предметы быта. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Старшая и подготовительная группа. Март-апрель.
8. Познавательное занятие «Искусство камнерезного промысла Урала» Познакомить детей с камнерезным и ювелирным промыслом Урала. Вызвать интерес к этому промыслу. Отразить свои впечатления в творческой деятельности. Старшая группа октябрь
9. Жестяной промысел Урала. Уральский самовар Познакомить детей с жестяным промыслом. Вызвать интерес к этому промыслу. Провести познавательную и игровую деятельность. Младшая группа ноябрь
10. Уральский валяльный промысел. Знакомство с валяльным промыслом. Вызвать интерес к валяльному промыслу. Организовать мини – музей для познавательной деятельности детей. Младшая группа Ноябрь
11. Уральская природа как залог процветания народных промыслов. Дать значимость сохранения уральской природы для процветания уральского края с его традициями и промыслами. Все возрастные группы ДОУ Январь- Декабрь
12. Мой любимый город Расширить знания детей о родном городе с его традициями, профессиями людей, достопримечательностями. Подготовительные группы. Апрель
!3. П. П. Бажов – уральский писатель Знакомить детей с творчеством П. П. Бажова Старшие и подготовительные группы. Декабрь
Результаты по проекту :
1. Макеты: "Гора самоцветов", "Малахитовая шкатулка", «Хозяйка медной горы»
2. Мини-музеи: «Секреты хозяйки медной горы», «П. П. Бажов», «Уральская роспись», «Кировград- город металлургов», «Каслинское Литье», «Резьба по дереву», «Уральский самовар», «Ах валенки, да валенки!»
3. Фотоальбомы: «Профессии моих родителей», «Мой город»,
4. Выставки рисунков: «Каменный цветок».
5. Фотоальбомы: «Народные промыслы».
6. Фотоальбом: Экскурсия с родителями в гончарную мастерскую В Нижние Таволги
7. Проведение НОД, познавательных экскурсий по мини – музеям в ДОУ
Ознакомление дошкольников с уральским народно- прикладным искусством
Заключение:
Первой ступенью в работе по патриотическому воспитанию было создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей социально - нравственному развитию дошкольников. Вместе с родителями и детьми созданы мини музеи по Уральским промыслам, а также уголки по патриотическому воспитанию в каждой группе, подготовлены костюмы, игрушки, оборудование для занятий, фильмы.
В Практической части дети с удовольствием и большим интересом участвовали в мероприятиях по знакомству с культурными традициями. Активность воспитанников проявилась как в творческой, так и в познавательной деятельности: участвовали в беседах, обследовали старинные предметы быта, полудрагоценные камни, изделия каслинского промысла и т. д., а также пробовали изготавливать их сами.
В заключении можно с гордостью сказать: Дети нашего сада почувствовали и осознавали себя частью большого этноса, научились выражать свою собственную субкультуру, укрепилось чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Несомненно активизировались познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством познавательной, игровой и творческой деятельности.
Дальнейшая работа: Продолжать знакомить детей с Уральскими промыслами, организовать познавательную, художественно – творческую деятельность, а также игровую. Привлекать родителей к работе по теме «Народное достояние Урала».