Концибер Татьяна Николаевна
Педагогический проект «Весна-красна» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
на тему: «Весна красна».
I Информационная карта проекта
Продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 4-5 лет
Публикация «Педагогический проект „Весна-красна“ в средней группе» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Формирование элементарных представлений о весне. У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
Цель проекта : Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
Развивающие:
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.
- расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие - связи между условиями наступающей весны.
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
- воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
- способствовать формированию интереса детей к природе.
- словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Для педагогов :
- развитие трудового потенциала у ребенка
- дать детям представление о весне.
- развивать любопытство, любознательность.
- расширять знания детей о весне
Для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
- выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома;
- познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : коллективная работа.
Название итогового мероприятия проекта : «Весна».
Продукты проекта :
Для педагогов :
-Донести до участников проекта важность данной темы.
- Создать развивающую среду; подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Для детей:
- наблюдения за деревьями и кустарниками на участке – набухшие почки, распустившийся крокус.
- наблюдение за состоянием погоды, за небом, насекомыми.
-просмотр презентации на тему «Весна идет».
- аппликация «Скворечник для птиц».
- рисование «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
- лепка «Грачи и скворцы».
- аппликация «Скворечник для птиц».
- загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне.
Для родителей:
- консультация «Экологическое воспитание детей в семье»,
- консультация «К нам весна шагает».
- консультация «Весенний лед-источник повышенной опасности»!
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
- Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- Знают некоторых птиц;
- Рассматривают сюжетные картинки;
- Используют все части речи, простые нераспространенные предложения;
- Отвечают на вопросы взрослого.
- Проявляют бережное отношение к природе.
- Участвуют в обсуждениях.
- Участвуют в сезонных наблюдениях.
Педагоги :
- Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
- Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.
- Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.
Родители:
- Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
- Станут активными участниками реализации проекта.
- Повысится мотивация к сотрудничеству.
II Краткое содержание проекта
Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде Взаимодействие с родителями
Рисование: «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
Аппликация: «Скворечник для птиц»
Лепка: «Грачи и скворцы». Беседы: «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».
Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Возвращение птиц».
Наблюдение:
- за деревьями и кустарниками,
- за состоянием погоды,
- за небом,
- за насекомыми
Чтение художественной литературы:
Стихи: «Лицом к весне» Р. Сеф. «Песенка весенних минут» В. Берестов. «Берёзка» П. Воронько. «Осинка» И. Токмакова. «Черёмуха» С. Есенин. «Черёмуха» Е. Благинина. «Весна – весна» Е. Баратынский. «Салют весне» З. Александровой.
Рассказ «Подснежники» С. Вангели.
Музыкальные произведения:
«Времена года. Весна» П. Чайковский, «Бабочка» Э. Григ, «Жаворонок»
М. Глинка,
А. А. Белоус «Весенняя песня» хоровод.
Аудиозапись с пением птиц. Дидактические игры:
«Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
Подвижные игры:
«Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей»
Рассматривание иллюстраций картинок по теме, книг Проведение родительского собрания на тему проекта Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,
«К нам весна шагает».
«Весенний лед-источник повышенной опасности»!
I этап подготовительный
подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей.
Изготовление папок-раскладушек о времени года - весна (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,
«К нам весна шагает», «Весенний лед-источник повышенной опасности», «Весна идёт, весне дорогу»!
Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
Подготовка материала для реализации проекта :
Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед;
II этап основной
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;
Оформление сборника стихов о весне : «Весна с улыбкой шлёт привет»
Совместное художественное творчество детей
НОД по рисованию «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
НОД по аппликации «Скворечник для птиц»
НОД по лепке «Грачи и скворцы».
Беседы: «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».
Художественная литература.
- Стихотворение о весне «Лицом к весне» Р. Сеф. «Песенка весенних минут» В. Берестов.
- Стихотворение о весне из новогодней сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршак.
- Стихотворение о деревьях весной «Берёзка» П. Воронько. «Осинка» И. Токмакова. «Черёмуха» С. Есенин. «Черёмуха» Е. Благинина.
- Стихотворение «Весна – весна» Е. Баратынский.
- Рассказ «Подснежники» С. Вангели.
- Стихотворение «Салют весне» З. Александровой.
Подвижные игры.
«Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей»
Дидактические игры.
«Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
Наблюдение: «Веточка березы», «Ручейки», «Посадка различных видов семян».
Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Возвращение птиц».
Работа с родителями: выставка рисунков, консультации, посадка семян.
Музыкальные произведения.
П. Чайковский «Времена года. Весна»
Э. Григ «Бабочка»
А. А. Белоус «Весенняя песня» хоровод.
аудиозапись с пением птиц.
III этап - заключительный
итоговая презентация;
выставка рисунков по теме проекта;
информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку;
досуг с детьми «Весенние приключения».
Результат:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. Дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. А также между собой.
Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна».
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах. – М. ООО «АСТ – ЛТД», 1997г.
2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1991г.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. – М. Просвещение, 1988г.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе. – М., Мозаика-Синтез, 2009г.
5. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки». – М. Карапуз – Дидактика, 2007г.
9. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.
11. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. - М. Мозаика – Синтез, 2007г.
12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. - М. Мозаика-Синтез, 2009г.
13. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. М. Мозаика-Синтез, 2010г.