Виктория Вахлушина
Педагогический проект в старшей группе «Ребенок имеет право»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12
Педагогический проект на тему : «Ребенок имеет право…»
Составила воспитатель высшей кв. категории:
Вахлушина В. В.
«Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай: твои права особые. Это права ребенка. Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости.»
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Ребенок имеет право“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
А. Тулеев
Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже несмотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.
Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Актуальность темы «Ребенок имеет право…» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правовой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.
Задачи:
• Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
• Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
• Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
• Организация и оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста, повышение правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Информационно - подготовительный Погружение в проект :
1. Обсуждение темы.
2. Определение цели проекта, предстоящей деятельности.
3. Формулирование задач.
4. Прогнозирование результата.
5. Создание среды.
6. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого участника.
7. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Введение в проблему.
1. Принятие задачи.
2. Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
1. Актуализация проблемы в системе работы ДОУ с семьей.
2. Проведение анкетирования для родителей «Права детей» с целью выявления их отношения к нарушению прав ребенка, их юридической грамотности и компетентности.
Основной
1. Организация совместной деятельности (речевой, игровой, продуктивной, и т. д.)
2. Подготовка к презентации проекта.
Совместная деятельность детей и взрослых по реализации проекта :
1. Беседа по знакомству с Конвенцией «О правах ребенка».
2. Беседа «Имя, отчество, фамилия».
3. Беседа «Права и обязанности ребенка в детском саду и дома».
4. Беседа «Как поступить правильно?»
5. Составление рассказов по теме «Моя семья».
Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений об именах детей, сказок «Похищенное имя», «Добрый волшебник», «Зарядка и Простуда», «Как Светик появилась на свет», «Как кот Федот Иру развеселил», рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
Заучивание стихотворений:
Я. Аким «Моя родня», О. Липатова «Я люблю свою сестренку».
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Человечек – это я!»
2. Аппликация «Дом, в котором я живу», «Флаг России».
3. Изобразительная деятельность «Моя семья», «Мой автопортрет», «Моя любимая игрушка», «Природа России».
Игровая деятельность:
Дид. игры:
«Назови друга ласково», «Кто я?», «Можно – нельзя», «Я знаю много имен девочек (мальчиков)», «Кто где живет?»
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья», «Детский сад», «Строители», «Больница».
1. Организация бесед, чтения художественной литературы по данной теме в семье.
2. Участие родителей в выставке детско – родительского творчества «Я имею право!»
Заключительный 1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Правовое воспитание старших дошкольников», «Памятки по правовому воспитанию», «Наказываем ребенка правильно», «Понимаем ли мы своих детей?», «Защитим права детей!»
2. Презентация проекта. 1. Продуктивная деятельность: Выставка детско – родительского творчества «Я имею право!».
2. Развлечение «О правах играя!» Знакомство родителей с результатами работы по проекту.
Предполагаемый результат по проекту :
1)У детей сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
2) Дошкольники усвоили ключевые понятия: закон, право, правонарушения.
3) У детей сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
4)Повышение уровня правовой культуры родителей.
5)Сформирована организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
6)Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Результаты мониторинга в рамках реализации проекта : Образовательная область
«Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром. 80% 95%
«Речевое развитие» 80% 95%
«Художественно – эстетическое развитие»
Лепка 80% 95%
«Художественно – эстетическое развитие» Аппликация 75% 95%
«Художественно – эстетическое развитие» Изобразительная деятельность 75% 95%
Выводы
Подводя итоги можно сказать, что данная работа помогает установить доверительные отношения с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в детском саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, и наша задача донести до сознания детей содержание данного документа в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста, так как дети 5 – 7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности со взрослыми и сверстниками.