Анастасия Лебедева
Педагогический проект музыкального руководителя «Масленица блинами славится» для детей 5–7 лет
Масленица блинами славится
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г. Н. Волков
Публикация «Педагогический проект музыкального руководителя „Масленица блинами славится“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Постановка проблемы проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Цель: Познакомить дошкольников и их родителей с особенностями народных, масленичных гуляний; воспитывать любовь и интерес к традициям своего народа.
Задачи:
Дать детям представление о народном костюме, предметах, народных
промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.
Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси.
Обобщить и расширить представления детей о праздновании на Руси
Масленицы, её атрибутах и цели.
Продолжать знакомить детей с образом Солнца в русских народных
сказках и преданиях.
Учить радоваться жизни и радовать своих близких.
Воспитывать чувство сопричастности с прошлым и будущим своего
народа.
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и
анализировать, обобщать полученные знания.
Познакомить дошкольников с песенным, танцевальным и игровым репертуаром праздника Масленица.
Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками.
Развивать физические способности по средствам игр и забав.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Для педагогов :
Личностно и профессионально самосовершенствоваться.
Создать информационную базу.
Для родителей:
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях с целью целостного развития личности каждого ребенка.
Тип проекта : педагогический;
по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средней, старшей, подготовительной группы);
Вид проекта– познавательно-творческий;
по предметным областям – межпредметный;
по продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта : Музыкальный руководитель, воспитатели и дети средней, старшей и подготовительной группы, родители принимали участие дистанционно.
Продолжительность проекта – неделя (с 10.03.- по14.03.21)
Возраст детей : 5-7 лет.
Интеграция с другими образовательными областями:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта : использование мультимидийной презентации, наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.
Ресурсы проекта :
Подборка фольклорного, игрового, музыкального материала.
Фото, видео материалы,
Фотоаппарат.
Шумовые музыкальные инструменты,
Русские народные костюмы для детей, взрослых.
Презентация, «Широкая Масленица» .
Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.
Предполагаемый результат проекта :
Для детей :
Сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа;
знание детьми устного народного творчества, песен, игр;
духовное обогащение ребёнка через участие в народных праздниках;
повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве. Воспитание чувства сопричастности к народным праздникам;
Удовлетворение потребности детей в самовыражении;
Для родителей:
Повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости) .
Для педагогов :
Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ООД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
Реализация плана – проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1-й этап: подготовительный.
-анализ просвещённости родителей и детей,
-постановка цели и задач,
-определение направлений для реализации данного проекта,
-составление плана работы,
- подбор литературы, музыкального материала, атрибутов,
- разработка сценария праздника.
-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта ( разработать задания и поручения для родителей : посетить масленичные гуляния, выставки и ярмарки, совместно с детьми сделать куклу Масленицу,
изготовить брошюры на тему: «Традиция проведения Масленицы в моей семье»; записать фирменный рецепт семейного блина).
2-й этап: основной - практический. - Работа с педагогами :
1. Разучивание русских народных и подвижных игр.
2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.
3. Подбор музыкального сопровождения.
4. Консультация «Использование русского народного фольклора в воспитании детей дошкольного возраста».
5. Обсуждение сценария праздника с воспитателями.
6. Подготовка украшения зала к празднику.
- Работа с родителями:
Индивидуальные консультации для родителей
Консультация «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей».
творческие работы семей:
изготовление народной куклы «Масленицы» ;
оформление брошюр на тему: «Традиция проведения Масленицы в моей семье».
- Работа с детьми
Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание: ООД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости».
Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; дидактические игры: «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».
Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».
Социализация: дидактические игры «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз. дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное творчество: рисование на тему «Кукла Масленка», лепка Масленицы.
Безопасность: беседы «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура: подвижные игры: «Кто скорее на лошадке?», перетягивание каната, эстафета со снежками.
Музыка : слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек, разучивание русских народных игр: «Карусель с лентами», «Солнце», «А я Масленица», «Золотые ворота». Разучивание хоровода «Это Масленица», «Как на масленой неделе».
3-й этап: заключительный, аналитический.
Проведение праздника «Широкая Масленица!».
Праздник «Широкая Масленица» - красивое завершение данного проекта.
Работа над проектом в очередной раз позволила включить семью в жизнь
ребёнка в детском саду. Участие же педагогов и родителей, в реализации
проекта, повышает интерес к познанию самих себя и детей, повышает
культуру и компетентность в области воспитания дошкольников. И самое
главное – воспитывает в детях гордость и радость за свой народ, учит жить и радоваться каждому прожитому дню.
РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Педагоги : подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении поделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению итогового мероприятия- выпечка блинов, помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к празднику.
Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Список литературы.
1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998 /
2. Боронина, Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988
4. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.
5. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
6. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
7. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008
8. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
9. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.