Олеся Ракова
Педагогический проект «Мойдодыр»
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых
Темочки:
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми с 1 младшей группы, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.
Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и для них лучше сделать все самим, чем ждать пока ребенок элементарно раздеваться сам. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта :
1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей :
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
•Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
•Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
•Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
•Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
•Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
•Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
•Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
•Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
•Укрепление связей между детским садом и семьёй.
•Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
СИСТЕМА РАБОТЫ
Тип проекта : долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта : октябрь 2017 – май 2018г.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
•здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
•личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
•социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:
•личный пример работников детского сада, родителей;
•использование художественной литературы, фольклора;
•схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
•обеспечение чистоты среды;
•соблюдение правил этикета;
•психологическая культура взаимоотношений
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
•Игровые ситуации;
•Проблемные ситуации;
•Дидактические игры и упражнения;
•Беседа;
•Чтение;
•Познавательная деятельность;
•Алгоритмы.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
•Индивидуальные беседы;
•Консультации;
•Анкетирование;
•Родительские собрания.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап. Аналитическийй: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Практический: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – аналитический
Деятельность педагога
Деятельность детей
Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.
Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.
2 этап – практический
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
3 этап - заключительный
Деятельность педагога
Деятельность детей
Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.
Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.