Ирина Мишакова
Педагогический проект «Мир театра» по развитию творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта».
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
1.2. SWOT-анализ
Работа над проектом потребовала провести SWOT-анализ – сбор данных для возможности реализации проекта и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами, благоприятными и отрицательными факторами.
Таблица 1
1.1 SWOT-анализ
материально-технического обеспечения
Сильные стороны Слабые стороны
В детском саду имеется ИКТ- техника (компьютер, проектор, экран, колонки, магнитофон, диафильм); костюмы, атрибуты, декорации • Недостаточное оснащение костюмами, атрибутами и декорациями.
Возможности Угрозы
Дополнение и улучшение театрального уголка в группе Недостаток финансовых средств
Таблица 2
SWOT-анализ
кадрового сопровождения проекта
Сильные стороны Слабые стороны
В ДОУ имеются педагоги творчески мыслящие, креативные. Мишакова И. А. и Мартемьянова С. Н. имеют первые квалификационные категории по должности «Воспитатель» • Низкая активность некоторых педагогов
Возможности Угрозы
• Повышение квалификации педагогов Малая заинтересованность педагогов
Таблица 3
SWOT-анализ
инновационной деятельности
Сильные стороны Слабые стороны
Мы представили наш театральный уголок в творческом конкурсе «Лучший театральный уголок дошкольной образовательной организации». Конкурс проводился в рамках празднования 550-летия города Чебоксары, Года театра в России с целью сохранения и развития театрального наследия, формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений о театрально-игровом искусстве. По итогам конкурса, мы заняли первое место в номинации «Лучшая презентация театрального уголка». нет
Возможности Угрозы
Педагоги группы постоянно в поиске инновационных идей, технологий, форм работы. нет
Таблица 4
SWOT-анализ
социального партнёрства ДОУ
Сильные стороны Слабые стороны
Образовательная инфраструктура детского сада включает в себя сеть социальных и культурных партнё ров на основе договоров о сотрудничестве:
- Театр ростовых кукол «Надежда»;
- Чувашский государственный театр кукол. • Социальных партнёров недостаточно.
Возможности Угрозы
• Расширение инфраструктуры включением новых партнёров нет
Таким образом, был проведён SWOT- анализ ресурсного обеспечения проекта по направлениям : материально-техническое обеспечение, кадрового сопровождения, социального партнёрства, готовности к внедрению инноваций. Анализ показал, что мы имеем возможность, и ресурсное обеспечение проекта позволяет реализовать проект в полном объёме, в установленные сроки.
1.3 Проблематика
В наше время, как никогда, остра проблема необходимости воспитания творчески активного человека, способного нестандартно и результативно решать новые проблемы. Поэтому перед педагогами стоит задача – формирование творческих возможностей подрастающего поколения. А как это сделать?
Конечно же, через игру. Ведь игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Через игру ребенок воспринимает мир. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт,- все это помогает осуществить театр.
Во время занятий театральной деятельностью у детей закладываются основы нравственности, духовности, развиваются коммуникативные навыки детей, лидерские качества, уверенность в себе, артистизм, и главное творческие способности. О важности театрализованных игр в формировании дошкольников писали такие педагоги- исследователи, как Е. А. Антипина, О. Акулова, Н. Ф. Бубанова, Т. И. Петрова. Они считали, что театр является увеличительным стеклом, что именно в нём четко отражаются все знания и умения, полученные из окружающего мира.
К вопросу развития творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность обратились и мы педагоги МБДОУ «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары.
2. Основная часть
2.1 Концептуализация проекта
Реализуя проект «Мир театра» мы надеемся, что созданные условия будут обеспечивать развитие творческих способностей детей.
Методологическую и теоретическую концептуальную основу составили труды известных теоретиков и практиков психологии, педагогики :
Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
Теория Д. Б. Элъконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида — игры) для развития ребенка.
2.2 Целеполагание
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Приобщение детей к театрализованной культуре (знакомить с жанрами театра, обстановкой театра, профессиями).
2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
5. Способствовать самореализации каждого ребенка.
2.3 Реализация проекта
Реализация проекта планируется в течение 1 года с февраля 2019 г по декабрь 2019 года согласно определению основных мероприятий и необходимых финансовых средств.
Реализация проекта будет проходить по трем основным направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
В ходе реализации проекта «Мир театра» будут задействованы целевые группы: воспитанники средней группы, родители воспитанников, педагоги.
2.3.1 Этапы работы над проектом
Вся работа по реализации проекта делится на три этапа:
I этап – подготовительный (февраль 2019 г)
Задачи:
1. Изучение методической литературы;
2. Изучение готовности родителей к внедрению проекта;
3. Повышение уровня знаний педагогов о театрализованной деятельности.
II этап – основной (март – ноябрь 2019г.)
Задачи:
1. Организация деятельности детей;
2. Расширение и систематизация знаний о видах, жанрах театров;
3. Совершенствование предметно-развивающей среды группы;
4. Улучшение родительского взаимодействия друг с другом и детьми;
В результате второго этапа происходит постепенное формирование творческих способностей детей.
III этап – итоговый (декабрь 2019 г.)
Задачи:
1. Подведение итогов работы проекта «Мир театра»
2.3.2 План действий по реализации проекта
I этап – подготовительный (февраль 2019 г)
№ Наименование мероприятия Сроки
1 Изучение методической литературы 1 неделя
2 Составление и разработка плана работы 2 неделя
3 Подбор материала для реализации проекта 3 неделя
4 Опрос мнения родителей по вопросу реализации проекта 4 неделя
II этап – основной (март – ноябрь 2019г.)
№ Наименование мероприятия Сроки
1 Оформление театрального уголка Март
2 Изготовление разных видов театров : Пальчиковый театр, Перчаточный театр, Театр игрушек Би- Ба- Бо, Театр на фланелеграфе, Театр теней, Театр на лопатках и ложках, Театр эмоций, Математически театр, Театр на магнитах, Театр на коврографе и т. д. Март- Сентябрь
3 Посещение спектаклей Февраль- Декабрь
4 Цикл бесед: «Русские народные сказки», «Театр», «Кто такие актеры», «Мы артисты» и т. д. Февраль- Декабрь
5 Драматизация сказок с использование разных видов театра Июнь- Декабрь
6 Театральные игры, игры инсценировки, игры для развития мимики, речевые упражнения и т. д. Апрель- Декабрь
7 Чтение художественной литературы. Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок Февраль- Декабрь
8 Сюжетно- ролевые игры: «Покупаем билеты в театр», «Перед спектаклем», «Сказка начинается», «Кто-кто в теремочке живет?» Февраль- Декабрь
9 Организация художественно-творческой деятельности : лепка, аппликация, изо, конструирование Февраль- Декабрь
10 Постановка сказок «Репка», «Теремок», «Гуси- лебеди», «Оловянный солдатик» Май-Декабрь
11 Участие в творческом конкурсе «Лучший театральный уголок дошкольной образовательной организации» Май
III этап – итоговый (декабрь 2019 г.)
№ Наименование мероприятия Сроки
1 Создание презентации проекта «Мир театра» 1 неделя декабря
2 Презентация опыта работы над проектом педагогам детского сада 2 неделя января
Проведённая нами работа по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность показала следующие результаты:
• Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
• Овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
• Через театрализованную игру воспитанники освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
• У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
• Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
• У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
• Дети стали раскрепощаться и творить.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и мы рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Литература:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 250 с.
2. Махаева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д Махаева - М. : ТЦ Сфера, 156 с.
3. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М. : Школьная Пресса, 189 с.
4. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа "Театр-творчество-детей»/Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович. - М., 84 с.