Ирина Ещик
Мини-музей в МДОУ «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
униципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №126 о. в» г. Магнитогорска
паспорт
мини-музея
Воспитатели: Ещик И. И
Художественный руководитель :
Черемных И. С
2016-2017 г.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
Мы побывали там. Чудесно!
Тип музея: мини-музей.
Профиль музея: этнография и русское народное творчество.
Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников старше - подготовительной группы МДОУ «Д/с №126 о. в.», с целью проведения НОД по образовательным областям, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов музея.
Месторасположение, условия: мини-музей расположен в старше - подготовительной группе и занимает часть групповой комнаты.
Музейные разделы: включает в себя экспозицию: «Русская изба».
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества.
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от воспитателей и родителей воспитанников старших групп.
Актуальность: В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
• Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
• Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Интеграция ОО:
• Социально-коммуникативное развитие,
• Познавательное развитие,
• Речевое развитие,
• Художественно-эстетическое развитие,
• Физическое развитие.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
- Доступность:
Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития.
- Ассоциативность:
Заключается в насыщении пространства выставки символическими элементами.
- Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково,
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла, подузорник, наволочки (вышитые гладью,
- половики: тканые, вязаные крючком, сшитые,
- куклы в русских народных костюмах;
- русские народные инструменты: ложки, трещотка, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- Интерактивность музейного пространства. В мини-музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически мини-музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.
- Рациональность использования музейного пространства.
- Открытость обществу.
Содержанием работы мини-музея является :
- пополнение фонда музея;
- изучение, учёт и хранение собранных материалов;
- проведение тематических НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- оформление тематических выставок:«Жилища на Руси»; «Старинная посуда и предметы обихода»; «Русские народные костюмы»; «Русские народные инструменты»; «Деревянное творчество»; «Старинные украшения»; «Игрушки наших бабушек»; «Хохлома», «Гжель», «Дымка».
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников и их родителей.
Формы работы с детьми:
• Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;
• Обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Святки» и др.);
• Развлечения с фольклорной тематикой;
• Тематические дни;
• Экскурсии в музеи;
• Вечера сказок;
• Дидактические игры;
• Игры с народными игрушками;
• Театрализованная деятельность;
• Русские народные игры
План работы с детьми в мини-музее :
месяц тема цель Программное содержание Методы, приемы
сентябрь Мир старинных вещей.
Знакомство детей с новыми музейными экспонатами.
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Воспитывать интерес к народному быту. Экскурсия в мини-музей.
Объяснение.
Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле».
Обобщение.
октябрь Посудочка хороша! (мир народной посуды) Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательный интерес.
Воспитывать интерес к русской народной кухне. Экскурсия в мини-музей.
Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассматривание экспонатов.
Пояснение.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Итог.
ноябрь Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.
Активизация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.
Воспитывать уважение к родной культуре.
Дидактическая игра:
«Укрась кокошник».
«Опиши одежду». Сюрпризный момент:
(появление кукол)
Рассматривание кукол.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Обобщение.
Рассматривание репродукций с изображением девушек и женщин в русских народных костюмах.
декабрь Гжель волшебная Познакомить детей с особенностями гжельской росписи. Сформировать представление у детей о русских народных промыслах, их особенностях.
Вызвать желание подражать русским мастерам в изображении характерных узоров. Знакомство с экспонатами в мини-музее.
Рассматривание альбома «Гжель».
Просмотр слайдов «Русские ремесла».
Практические занятия:
«Гжельские узоры».
январь Как ходила коляда. Знакомство с календарными праздниками, степенью участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки».
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей. Беседа в мини-музее на тему «Праздники зимой на Руси».
Словарная работа: колядки, святки.
Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек.
февраль Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло). Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ.
Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.
Воспитывать уважение к труду крестьянина. Экскурсия в мини-музей.
Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.
Объяснение.
Рассматривание экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Чтение сказки
«Колосок».
Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение.
март Любят в праздники рядиться наши русские девицы. Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».
Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.
Практическое занятие «Бисероплетение» :
- знакомство с симметрией,
- работа иголкой.
Обогащение словарного запаса.
апрель Бабушкин сундук. Знакомство с русскими народными старинными играми, игрушками. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. Знакомство с экспонатами в музее. Беседа: «Игрушки наших бабушек».
Рассказы детей: «Мои любимые игрушки».
Русские народные игры.
Игры-забавы с домовенком.
май Золотая хохлома Познакомить детей с народным промыслом - хохломой. Сформировать представление у детей о русских народных ремеслах, их особенностях.
Вызвать желание подражать русским мастерам в изображении характерных узоров. Знакомство с экспонатами в мини-музее.
Рассматривание альбома «Хохлома».
Просмотр слайдов «Русские ремесла».
Практические занятия:
«Хохлома».
Тематические выставки:
Сентябрь:«Предметы быта»;
Октябрь:«Посуда»;
Ноябрь:«Русские народные костюмы»;
Декабрь: «Гжель»;
Январь: «Русские народные инструменты»;
Февраль: «Деревянное творчество»;
Март: «Старинные украшения»;
Апрель: «Игрушки наших бабушек»;
Май: «Хохлома»