Анна Забидарова
Педагогический проект «Матрёшка и ложка» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 38 «Солнышко» городского округа Щёлково (МБДОУ ЦРР – детский сад № 38 «Солнышко» ГОЩ)
Муниципальный конкурс педагогических проектов «Истоки народной культуры детям»
в рамках профессиональное сетевое сообщество «Теремок»
Педагогический проект «Матрёшка и ложка»
Публикация «Педагогический проект „Матрёшка и ложка“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Младшая группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Составили и провели: Мещерякова Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории Забидарова Анна Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
март, 2023 р. п. Фряново
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно – творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети в возрасте 2- 3 лет, родители
Авторы проекта : Мещерякова Ольга Владимировна, воспитатель первой
квалификационной категории
Забидарова Анна Михайловна, воспитатель первой квалификационной
категории
Введение.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее
изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Для ребенка важной частью образовательной среды являются игрушки, с
которыми он взаимодействует. Считается, что для маленького человека
игрушка – это не просто развлечение или забава, это еще и способ познать
окружающий мир.
Игры стимулируют и побуждают ребенка к развитию и самостоятельности.
Часто те игры, которыми родители окружат свое чадо, создают атмосферу,
которая в дальнейшем влияет на выбор деятельности взрослого человека, его
увлечения и стремления. Игрушка формирует сознание уже в раннем
возрасте, поэтому так важно какой она будет. Игрушка должна приносить не
только радость, но и развивать потенциал человека.
Актуальность.
Детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно - прикладным
искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей,
культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его
нравственно - патриотических чувств. Культурный и интеллигентный
человек – это, прежде всего, тот, кто знает и
уважает свои корни. Приобщение к народной культуре можно начать с игры
в родные игрушки. Личность формируется благодаря развитию духовности,
которая появляется из любви к народному искусству.
Выбор игрушки для ребенка до 3х лет это целая проблема не только для
родителей, но и для педагогов. Правильная игрушка является залогом
всестороннего развития детей раннего возраста.
Игрушки вызывают различные эмоции у малышей, при этом помогают
стимулировать его к игре, способствуют музыкальному и речевому
развитию. Чтобы увлечь ребенка достаточно дать ему интересную игрушку.
Матрешка – самобытная и ни на что не похожая традиционная игрушка,
которая способна сформировать творческую личность.
Знакомство с матрёшкой – это в первую очередь, знакомство с традициями и
обычаями русского народа. Уникальные матрешки способны развить
воображение, увеличить стремление к познанию, сформировать
эстетический вкус, ведь сарафаны матрёшек состоят из разнообразных
композиций. Знакомство с народно - прикладным искусством помогает
раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует
развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка
желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров,
росписи.
Матрёшка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего
возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи,
внимания. Игры с матрешкой создают основы сюжетной игры, а также
помогают сформировать первые математические навыки, понятия
«меньше» и «больше».
Матрёшек издавна дарили на Руси, и считалось, что такой подарок
принесет только благополучие и радость.
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры
и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины
веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ложки были и
остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных
инструментов.
Цель проекта : Знакомство детей с народными игрушками (матрёшкой и
ложкой) через интеграцию познавательно – речевого общения и
продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
- приобщать детей к народному декоративно - прикладному искусству;
- знакомить с народными игрушками (матрёшкой и ложкой);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение
внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет,
цветовой ритм, форма);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах
детской деятельности;
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке,
действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению
свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в
процессе НОД;
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать эмоциональную сферу.
Предполагаемый результат:
- заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрёшкой»,
«Ложкой», проявление их познавательной активности;
- приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными
способами игр с матрёшкой и ложкой;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный
Взаимодействие с родителями:
- наглядно – информационное общение:
Консультация для родительского уголка «Матрёшка – это не просто
игрушка!»
Папка – передвижка «В какие игры можно играть с матрёшками»
Картотека игр с матрёшками в первой младшей группе
Анкета для родителей «Русская народная игрушка (матрёшка)»
(Приложение 1)
Подготовка педагогов :
- изучение методической литературы, разработка конспектов, бесед, составление картотек для проведения занятий.
Подбор методической литературы по теме.
Подбор материала, дидактических игр.
Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки, силуэты
матрёшек, изображение матрёшек на бумаге, ватные палочки,
разрезные картинки, костюмы (ряжения) : записи с русской народной
музыкой, в том числе звучания деревянных ложек, картонные шаблоны
ложек, бумажные узоры, гуашь красного, синего, зелёного и желтого цвета,
трафареты с изображением матрёшек для каждого ребенка, пластилин,
деревянные ложки, клей, салфетки, поднос.
II этап. Основной. План проведения мероприятий в рамках проекта
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
Виды деятельности. Беседы с наглядным сопровождением.
«Русская матрёшка», «Из чего сделана матрёшка», «Волшебные ложки»
«Ложки разные бывают», беседа с рассматриванием «Узор на ложке»,
Сказка «Три медведя» в обр. Л. Толстого
ОО «Познавательное развитие». Виды деятельности:
Занятие по окружающему миру на тему: «Весёлые матрёшки»
Дидактические игры «Расставь матрёшки по росту», «Наряди матрёшку»,
«Собери матрёшку», «Подбери по цвету ложку», «Каждой матрёшке свой
платочек»
Настольно-печатная игра: «Разрезные картинки (Матрёшки)»
Игра – ситуация: «Напоим матрёшку чаем»
Приемы игры на ложках : «Игра двумя ложками»
Игры – эксперименты: «Вылавливание игрушек из таза с водой»
(Приложение 2)
ОО «Речевое развитие» Виды деятельности:
В. Берестов «Матрёшкины потешки», рассматривание иллюстраций
«Матрёшки расписные», Чтение стихотворения «Матрёшка» А. Кулешовой
(Приложение 3)
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Виды деятельности:
Изобразительная деятельность.
Рисование ватными палочками «Русская матрёшка, вся такая, ладная, яркая,
нарядная»
Лепка «Бублики для матрешки», Аппликация «Деревянные ложки»
Конструктивно – модельная деятельность.
Конструирование из кирпичиков «Дорожка для матрёшки» (Приложение 4)
ОО «Физическое развитие» Виды деятельности:
Подвижная игра: «Матрёшка и карусель»
Физическое упражнение: «Пересыпание ложкой»
(Приложение5)
Музыкально – коммуникативные игры:
«Мы матрёшки, вот такие крошки», «Знакомство с народной культурой через
малые фольклорные формы», «Танец с ложками».
(Приложение6)
III этап. Заключительный
Выставка детских работ «Русская матрёшка, вся такая, ладная, яркая,
нарядная», «Бублики для матрёшки», «Деревянные ложки»
Результаты проекта.
В ходе проекта дети получили элементарные представления о народной
игрушке – русской матрёшке и ложке. Проявили активность в разных видах
деятельности, а так же приобрели навыки пользования игрушкой и
различными игровыми действиями с матрёшкой и ложкой, которая
вызывала у детей радость, интерес и эмоциональный подъем.