Майзакова Юлия
Педагогический проект «Куклы из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработан воспитателем Майзаковой Ю. В
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вам представить пед/прект по теме «Куклы из бабушкино сундука». Идея организации проекта возникла когда мы с детьми сходили в краеведческий музей на выставку «Куклы советского периода».
Слайд№ 2
Темочки:
Паспорт проекта Вид проекта : групповой, краткосрочный Адресная группа: дети 6-7 лет Проект реализуется по трем направлениям: совместная деятельность с детьми взаимодействие с родителями взаимодействие с педагогами Сроки реализации проекта : март 2019
Слайд № 3
Актуальность проекта
1. Возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры.
2. Кукла, изготовленная своими руками, позволяет ребенку получать правдивую информацию о мире, создает условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Реализация проекта преследует использование русской текстильной куклы как зримого посредника между прошлым и настоящим, миром детей и взрослых, как связующего звена в семейном общении и творчестве.
Идея организации проекта возникла когда мы с детьми сходили в краеведческий музей на выставку «Куклы советского периода».
Слайд ; № 4
Куклы современных детей стилизованы под героев американских мультфильмов и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле.
Кукла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре» Даля: «Кукла : — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина». Издревле дети всего земного шара играют в игру «в куклы» независимо от того простая это тряпичная кукла или современная кукла Барби. Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, — в этом всё будущее женщины. Игры «в куклы» свойственны не только девочкам, но и мальчикам. Они могут часами увлеченно играть в «солдатиков». Любовь к куклам не чужда и взрослым, которые создают чудесных, очаровательных кукол своими руками из различных материалов. Превращая это не хитрое дело в настоящее произведение искусства. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. Представляя часть культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. Кукла стимулирует развитие ребёнка, те его качества и навыки, которые будут в дальнейшем необходимы в жизни, в процессе взаимодействия с обществом. Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Огромное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Слайд 5
Способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям
Слайд 6
Эффективность реализации во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются в данной разработке. В группе стала создавать условия для работы с детьми. Оборудовала специальный уголок народной куклы, где находятся куклы, альбомы, фотографии, технологические карты по изготовлению кукол, лоскутки ткани и цветные нитки (для свободного изготовления детьми кукол). Этот уголок у нас никогда не пустеет, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дети должны знать сведения о народной тряпичной кукле, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития патриотических чувств детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Слайд 7
Планируемые результаты реализации проекта : Дети познакомятся с видами тряпичных кукол, возникнет интерес к народным промыслам, проявятся творческие и познавательные способности дошкольников, воображение, художественный вкус. Развитие моторики рук (пеленание, игры с куклами, игрушками); Дети познакомятся с историей тряпичной куклы, привлекаясь к истории русской народной игрушки, выделяя её достоинства; У дошкольников разовьются коммуникативные способности ; Дети приобщатся к народной культуре через совместное творчество со взрослыми. Оформлены совместно с детьми и их родителями альбомы по народной кукле Оформлен «Мини-музей куклы» тематические альбомы.
Слайд 8
подготовительный этап
«Круглый стол» с родителями и детьми.
Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам.
Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, создание развивающей среды.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
основной
Проведение занятий (фронтальных, индивидуальных, подгрупповых)
Беседы: «Виды кукол», «Моя любимая кукла», «Как появилась кукла», «куклы наших бабушек»
Чтение художественной литературы
Занятие по продуктивной деятельности: изготовления куклы «Пеленашка», «Куватка», «Лоскутка», «Столбушка»
Проведение консультаций с родителями
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться не чистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по - своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям
заключительный
Заключительный этап: -Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки».
-Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы.
-Создание мини – музея «Куклы из бабушкиного сундучка».
Слайд 12
Фото отчет о проделанной работе
Слайд 13
Русская изба; мини музей «Кукол»
Слайд 14
Слайд 15
Виды народных кукол
Слайд 16
Кукла – первая среди игрушек
Слайд 17
Кукла – оберег
Слайд 18
Игровые куклы
Слайд 19
Театральные куклы
Слайд 20
Народная мудрость гласит
Слайд 21
Спасибо за внимание