Айдарова Алия Халиловна
Педагогический проект «Кто работает в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №4 «Лейсан» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Кто работает в детском саду?»
в младшей группе «Ромашки».
Разработала и реализовала
воспитатель: Айдарова Алия
Халиловна
2020 г
Тип проекта :
-по методу: познавательно – игровой, творческий;
-по содержанию: дети – детский сад;
Публикация «Педагогический проект „Кто работает в детском саду?“» размещена в разделах
- по длительности: краткосрочный (4 недели);
-по количеству участников: групповой, фронтальный, дети младшей группы.
Методы исследования:
1. Организованная-образовательная деятельность
2. Художественное творчество
3. Чтение художественной литературы
4. Целевые экскурсии на территории детского сада
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области. Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых в младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада : трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, постоянно подчеркивая их заботу о детях.
Цель проекта :
Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с различными профессиями взрослых
2. Формировать у ребят трудовые действия
3. Расширение и закрепление представлений о профессиях людей
4. Ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых
5. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме
Участники проекта :
дети младшей группы, работники детского сада, родители.
Формы работы :
1. Экскурсии
2. Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры)
3. ООД – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
знание детьми информации о профессиях помощник воспитателя, медсестра, повар, дворник; понимание значения слова «профессия»; умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Содержание проекта :
1 этап – подготовительный:
–разработка плана реализации проекта ;
– подбор методической литературы для реализации проекта ;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций ; организация развивающей среды в группе
2 этап – основной:
– знакомство с профессиями:
- помощник воспитателя;
- повар;
-дворник.
3этап – заключительный:
Экскурсия на кухню
Реализация проекта.
Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта :
1. Реализация проекта способствовала развитию чувства привязанности к детскому саду, любимым и близким людям, детский сад стал, действительно, вторым домом.
2. Проделанная работа, способствовала развитию познавательной
активности детей, обогащению их представлений о детском саде, о людях работающих в детском саду и их профессиях.
3. Воспитанники с удовольствием вступают в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы.
4. Дети проявляют инициативу в общении со взрослым: обращаются с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимых для них событиях.
5. Дети используют в общении общепринятые простые формы этикета: здороваются и прощаются с воспитателем и детьми, благодарят за обед, оказанную помощь, вежливо выражают просьбу, используя слово «пожалуйста».
6. Каждый ребенок проявляет интерес к общению со сверстником : привлекает его к совместной игре, сам охотно включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
7. Вся спланированная работа, проходила с привлечением родителей, что способствовало развитию сотрудничества с семьей, помогло родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Список используемой литературы:
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М. : Просвещение, 1987. - 821 с.
2. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Просвещение, 1999. - 192 с.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К. : Радянська школа, 1979. - 720 с.
6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 2008.- № 10.- С. 56-63.
Приложение 1
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пословицы и поговорки о труде
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Пословицы и поговорки о пище
Голод и волка из лесу гонит.
Голоден, как волк.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Сладкого досыта не наешься.
Натощак и песня не поется.
И пес перед хлебом смиряется.
Положить зубы на полку.
Пословицы и поговорки о времени
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Всякому овощу свое время.
Обещанного три года ждут.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Век прожить — не поле перейти.
Делу время, потехе час.
СТИХИ О ПОВАРЕ
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Весёлый повар
Повар весёлый,
Готовлю я блин.
Нету вкуснее –
Такой он один.
Блин хоть куда -
Не велик
И не мал.
Вверх я
Подбросил его -
И поймал.
Он акробат.
Как артист цирковой,
С ловкостью трюк
Демонстрирует
Свой: Сальто-моральто
На сковороде
Вам не увидеть
Такое нигде.
Семён Островский
Повар
А у нас сегодня в группе
Будет новая игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.
Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.
Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра.
Повар
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель. И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Сергей Чертков
***
Повар у плиты творит,
Как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него,
Кухня – кузница его.
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полет.
Тот, кто пробовал, поймет.
ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИИ ПОВАРА
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник)
Под крышей - четыре ножки,
Над крышей - суп да ложки. (Стол)
Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет. (Тёрка)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
СТИХИ О ПРОФЕССИИ ДВОРНИК
Мы построились по парам,
Дружно за руки взялись,
Зашагали на прогулку:
-Эй, народ! Посторонись!
У песочницы присели,
Обсудили план игры…
-Станем дворниками, дети!
Ведь кругом полно листвы.
И работа закипела.
Каждый в руки веник взял.
С песней, весело, задорно
На площадке подметал.
Воспитательниц не видно,
Пыль стоит вокруг столбом.
Подмели, теперь бумажки
Собирать, друзья, пойдём.
Мы шагаем друг за дружкой,
Как гусята на лугу.
Трудно дворником работать,
Я сказать теперь могу.
Лика Разумова
ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИИ ДВОРНИК
Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыпет лёд.
(Дворник)
Раньше всех он поутру
Принимается за дело.
Достает свою метлу.
Машет ею вправо, влево.
Летом пыль он подметёт.
Стал уютным, чистым дворик.
Снег зимою уберёт
Всюду наш чистюля (Дворник)
ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИИ ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ
1) Целый день он пляшет, пляшет
Рад он по полу плясать
Где попляшет, где помашет,
Не соринки, не сыскать (веник)
2) Ходит бродит по коврам,
Водит носом по углам
Где прошел там пыли нет
Пыль и сор - его обед. (пылесос)
3) Пыль на шкафчике протрет
И стол в порядок приведет. (тряпочка, ветошь)
4) Всю посуду перемоет
И до блеска ототрёт. (губка, ветошь)
5) Если есть у вас в хозяйстве
Палка с тряпкой на конце
То и группа чище
И радость на лице. (швабра)
6) В него воду наливают
В него мусор собирают
И отходы и песок
И все, что хочешь ты дружок. (ведро)
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра: «Какая профессия у человека»
Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.
1. Кастрюля, вкусное блюдо, газовая плита (Повар)
2. Дети, игрушки, прогулка (Воспитатель)
3. Шприц, градусник, витамины (Врач, Медсестра)
4. Стиральный порошок, стиральная машина, утюг (Прачка)
5. Грабли, лопата, метла (Дворник)
Дидактическая игра «Можно или нельзя.»
Цель: формировать умение детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Воспитатель называет предмет или ситуацию а дети показывают красную карточку если этот предмет или ситуация опасна и объясняют чем.
Минутка безопасности.
1) Веник (нет)
2) Пылесос (да – это электрический прибор может ударить током)
3) Ведро (нет)
4) Тряпка (нет)
5) Тарелки (нет можно разбить и порезаться.
6) Можно ли мыть посуду кипятком (нет - можно обжечься)
7) Можно ли мыть пол без перчаток (нет- можно нанести вред рукам моющими средствами)
«Что нужно младшему воспитателю?» игра с мячом.
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессией младший воспитатель.
(Воспитатель бросает мяч детям и называет предмет, если этот предмет нужен для работы младшему воспитателю, мяч нужно поймать, и объяснить, что им делают, если нет отбить мяч.)
1) Лопата (нет)
2) Губка (да – ей моют посуду)
3) Кастрюля (нет)
4) Веник (да – им подметают пол)
5) Резиновые перчатки (да – в них моют пол)
6) Книга (нет)
7) Будильник (нет)
8) Пылесос (да – им чистят (пылесосят) ковры)
9) Сумка (нет)
10) Тряпка (да – ей протирают пыль)
11) Телефон (нет)
12) Швабра (да – ей моют пол)
13) Ручка (нет)
14) Тазик (да – в нем моют посуду)
Карточки «Что лишнее».
Цель: Развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать. Развивать связную речь.
Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления различных блюд. На каждой карточке один лишний предмет.
Игра:Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему.
Словесная игра «Варим компот»
Цель: Развитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.
Ведущий говорит:
Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты, а вы мне скажете, какой компот из них получится.
Например:
Клубника – клубничный, малина – малиновый, ежевика – ежевичный, яблоко – яблочный, груша – грушевый.
Примечание: так же можно играть и в другие словесные игры: Варим суп, делаем салат, печём пирог и т. д.
Словесная игра «Ждём гостей»
Цель: Развитие внимания, закрепление названий посуды, расширение словаря.
Ведущий говорит:
Сегодня к нам придут гости. Давайте накроем праздничный стол. Я буду называть вам угощение или продукты, а вы мне скажете, куда нужно это положить.
Например: Сахар – в сахарницу, конфеты – в конфетницу, масло – в маслёнку, хлеб – в хлебницу, фрукты – в вазу и т. д.
Приложение 3
Знакомство с профессией «Повар»
Цель: Дать представление детям о профессии повара.
Задачи:
1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками.
2. Закрепить знания о столовой посуде.
3. Воспитывать уважение к труду.
Предполагаемые итоги:
1. Знание детьми информации о профессии повар.
2. Понимание детьми значимости данной профессии.
3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Разработка проекта :
1. Создать развивающую среду:
-пополнить уголок «кухня». Внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
-внести дидактические и настольные игры: «Кому что нужно?»; «У кого что?»; «Собери картинку из кубиков»; «Кто что делает».
-пополнить библиотечку : К. Чуковский «Федорино горе».
2. Организовать непосредственно образовательную деятельность: Социально – личностное развитие, знакомство с профессией повар.
Речевое развитие – рассматривание картины повар.
Продуктивная деятельность (аппликация, «Консервирование овощей»;
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
-экскурсия на кухню,
-беседа о поваре,
-рассматривание картин, иллюстраций,
-чтение художественной литературы,
-дидактические и настольные игры,
-сюжетно – ролевые игры: «Готовим борщ», «Готовим компот для куклы Кати»,
-пальчиковые игры «Салат», «Капуста»
-беседа о овощах, отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».
Экскурсия на кухню
Сегодня мы с вами отправимся на новую экскурсию. Сегодня мы познакомимся с профессией повара.
Кто же такой повар? Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».
На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.
А как вы думаете, где может работать повар?
Воспитатель. : Ребята а вы когда-нибудь были в столовой?
Дети: Были.
Воспитатель: Вам понравилось, как была приготовлена еда? Было вкусно?
Дети: Да
Воспитатель: А кто же приготовил еду в столовой?
Дети: Повар.
Воспитатель: А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?
Дети: В специальную.
Воспитатель: Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр., так как они нечаянно могут попасть в пищу.
Воспитатель: А как вы думаете, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?
Дети: Моет.
Воспитатель: Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.
Воспитатель: А как вы думаете, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержаться разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.
Итак, мы отправляемся с вами на кухню. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара.
В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как вы думаете, как она называется? Ну, конечно, это кухня.
Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как вы думаете, что это за предметы?
Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыпет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.
А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!
Ну, вот завтрак и готов.
Но вот люди поели и ушли. Тут на помощь повару приходит посудомойщик. Кто же такой посудомойщик (закрепляем слово? Это человек, который моет посуду. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.
Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.
Экскурсия на кухню
Приложение 4
Ознакомление с работой младшего воспитателя
Задачи:
1. Формировать представления о содержании труда младшего воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда.
2. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.
3. Продолжать знакомить детей с опасными предметами в целях безопасности жизни и здоровья.
4. Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний
Разработка проекта :
-Беседа «Чем занимается младший воспитатель?».
-Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
-Рассказ младшего воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду.
-Дидактическая игра: «Что нужно для работы младшего воспитателя?»,
-«Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».
-Рассматривание иллюстраций о труде младшего воспитателя.
- Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка.
Беседа о профессии младшего воспитателя
Цель: расширение знаний о профессии младшего воспитателя.
Задачи:
o формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда.
o воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.
o продолжать знакомить детей с опасными предметами в целях безопасности жизни и здоровья.
o пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний.
o закрепить названия знакомых профессий, а также предметов и орудий труда.
- Ребята, каждый день, приходя в группу, мы встречаемся с нашей Лилией Асхатовной. А как вы думаете, зачем Лилия Асхатовна каждый день приходит в детский сад?
Дети: Лилия Асхатовна работает в детском саду
Воспитатель: Правильно ребята, но давайте спросим об этом у самой Ирины Владиславовны (воспитатель приглашает няню несколько минут посидеть с ними и рассказать о своей профессии)
А. В. : Да ребята, детский сад - это моя работа. Здесь у меня очень много дел, Интересно, а вы заметили, что же я делаю весь день на своей работе!
Дети: Вы моете пол, чистите ковры, моете посуду, приносите нам еду, помогаете нам одеваться.
Воспитатель: Правильно ребята, с утра не покладая рук Лилия Асхатовна для вас старается и помогает воспитателю, поэтому её работа так и называется помощник воспитателя.
Воспитатель: Много у неё работы!
Знакомство с профессией Помощник воспитателя