МААМ-картинки

Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века», разработанный с детьми старшего дошкольного возраста

кира никитенко
Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века», разработанный с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Край суровый, но любимый на века»

Составители: воспитатели подготовительной группы №8 Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка - детский сад №17» г. Сыктывкара

Никитенко Кира Сергеевна

Щербакова Ольга Вячеславовна

Край черёмух, кедра и рябины,

Дивных сосен, клюквенных болот.

И полян брусничных глухариных

Где кукушка счёт годам ведёт.

В. Л. Зырянов

Актуальность проекта :

Темочки:

Тема проекта «Край суровый, но любимый на века» выбрана нами не случайно.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирования начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Важно воспитывать у детей способность позитивно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Воспитание любви и уважения к родному краю- одна из важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей.

Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС- один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Данный проект интегрирует следующие образовательные области:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие;

- физическое развитие;

Тип проекта : познавательный, творческий, информационно- социальный.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность:долгосрочный (с 19.09.2016. по 10.11.2016.)

Участники проекта : дети и родители подготовительной группы №8, воспитатели группы Никитенко К. С., Щербакова О. В.

Социальные партнё ры: «Республиканский центр экологического образования»

Новизна работы состоит в комплексной системе подачи задач, методов, средств по систематизации знаний детей о природе родного края с учётом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности на основе педагогики сотрудничества : дети, педагоги, родители, социальные партнёры. Практическая значимость:возможность использования продукта проекта другими детьми.

Цель проекта : систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

-формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребёнка- дошкольника о природе родного края;

- расширить представления о животном и растительном мире Коми;

- развивать познавательный интерес к миру природы, уметь отражать это в художественно- продуктивной деятельности;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

- воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её;

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- принцип историзма, который реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений;

- принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия- любовь ко всему живому, к родному краю, к Отечеству;

- принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

- принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, РЦЭВ;

Предполагаемые результаты:

- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

- сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;

- дети будут осознанно соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- у родителей сформируется желание быть активными участниками в деятельности и творчестве детей;

Продукт проекта :

- макет «Край мой северный»;

- создание настольной дидактической игры «Путешествие по Коми краю».

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Сотрудничество с родителями.

4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

5. Подбор материала для продуктивной деятельности.

6. Составление конспектов образовательной деятельности.

2 этап – основной.

Проведение комплекса мероприятий по теме «Край суровый, но любимый на века» включает в себя:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3 этап – итоговый (обобщающий).

Изготовление игры «Путешествие по Коми Краю».

Содержание работы с детьми.

1). Познавательное развитие.

Серия бесед «Путешествие по карте»

1.«Гуманное отношение к природе»

Задачи:

-расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека

- развивать познавательный интерес.

- воспитывать стремление заботиться о природе.

2.«Сбережем удивительный мир растений и животных».

Задачи:

- закрепление правил поведения в природе.

- закрепить представление детей об Особо Охраняемых Природных Территориях Республики Коми.

- объяснить детям причины создания Охраняемых территорий.

- воспитывать бережное отношение к природе.

3.«Путешествие в заповедник».

Задачи:

- систематизировать знания детей о Печоро-Илычском заповеднике.

- расширить представление детей о животном мире заповедника.

- воспитывать умение видеть красоту природы.

4.«Природа-чудесница»

Задачи:

- обогатить представление детей о значении леса.

- показать многообразие растительного мира.

- познакомить детей с новыми видами лекарственных растений

- воспитывать чувство сопереживания и причастности к природе.

5.«Длинноногий красавец Лось»

Задачи: - расширить представление детей о самом крупном обитателе леса – лосе.

- познакомить детей с лосиной фермой Печоро-Илычского заповедника.

- воспитывать чувство гордости за родную природу.

6.«Лес в жизни человека»

Задачи:

- продолжать формировать начальное представление детей о Национальном парке «ЮгыдВа».

- расширить представление детей о многообразии животного мира парка.

-способствовать развитию понимания значимости живых существ, их взаимосвязи в природе.

7.«Туризм и отдых в Национальном парке «ЮгыдВа».

Задачи:

- ввести понятие экологический туризм.

- разъяснить детям, для чего он вводится на территории Национального парка «ЮгыдВа».

- формировать представление детей о растительном мире Национального парка «ЮгыдВа».

- вызывать у детей интерес к экологическому туризму.

8.«Когда животных и растений в природе становится мало».

Задачи:

- расширит знания детей оКрасной книги и редких видах животных и растений.

- объяснить о необходимости создания Красной книги.

- прививать любовь ко всему живому.

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий.

Чтение коми пословиц и поговорок.

Чтение коми сказок.

Чтение познавательной литературы: энциклопедии, журналы.

Дидактические игры: «4 лишний», «Вопрос- ответ», «Собери букет», «соберём грибы», «Угадай, чей хвост», «Назови признаки животных», «Кто чем питается?», «Кто где живёт?», «Назови детёныша», «Мир вокруг нас», «Посели животное», «Угадай по описанию»

Просмотр презентаций:

«Разнообразие растений и животных Коми края»

«Охрана редких и исчезающих видов растений и животных»

«Красная Книга РК»

«Заказники РК»

«Печоро-Илычский заповедник»

«Национальный парк Югыд-Ва»

«Горы Мань-Пупунёр»

«Лосеферма»

«Будьте осторожны с огнём в лесу»

Посещение зоопарка РЦЭО.

2).Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:«Золотая осень», «Любимый питомец», «Их осталось мало» (животные Красной книги, «Книга сказок».

Аппликация:«Листопад», «Чудо лист».

Лепка: «Рыбка золотая», «Лес полон чудес» (лесные звери, «Деревья», «Дары природы».

Использование раскрасок.

Слушание музыкальных произведений коми композиторов.

Слушание звуков природы (голоса птиц, животных, шум леса).

Музыкальные игры: «Сувт, кр» (стой олень, «Кч», «Пышкай», «Ошк- баб», «Козй».

Работа по созданию макета «Край мой северный», «Бобровая хатка» :

-подготовка основания;

-изготовление животных и растений из разных материалов (пенопласт, пластилин, природный материал);

-используя имеющиеся у детей знания, «заселение» макета

3) Физическое развитие.

Подвижные игры коми народа «Важенка и оленята», «Перетягивание каната», «Оленеводы», «Каюр и собаки», «Солнце», «Чум», «Стой, олень!».

Использование движений, эмитирующих повадки животных, на утренней разминке и разминке после сна.

Пешие прогулки.

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы» :

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

4) Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры «Хорошо- плохо», «Можно- нельзя», «Жалобная книга природы».

Решение проблемных ситуаций «Путаница», «Где вы были?», «Поможем леснику».

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов?»

Составление альбома «Сохранить и… преумножить».

Посещение РЦЭВ.

5) Речевое развитие.

Составление экологических сказок о животном и растительном мире РК, «Природа в опасности», «Как люди спасали воду»

Беседы «Экологические пирамиды», «Зачем нужны заповедники», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Вода вокруг нас».

Составление загадок.

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купанье медвежат»;

Е. Чарушин «Волчишко», «Страшный рассказ»;

Н. Сладков «Лиса и заяц»;

Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»;

М. Михайлов «Лесные хоромы»;

Участие детей в городском квест- фестивале «Моя любимая республика», где заняли 2 место.

Содержание работы с родителями.

Тематика консультаций.

1. Печоро-Илычский заповедник - особо охраняемая территория Республики Коми.

Цель: рассказать об истории создания заповедника, территориальном расположении.

2. Зеленый мир - волшебный мир.

Цель: показать разнообразие растительного мира.

3. «Здоровье без лекарств».

Цель: познакомить с лекарственными растениями и их использовании в домашних условиях.

4. «Там на неведомых дорожках».

Цель: на основе интересных фактов из жизни животных показать родителям, как в увлекательной форме можно знакомить детей с животным миром нашей республики.

5. «Прикоснись к природе сердцем».

Цель: показать значение природы в жизни людей, участие родителей в экологическом воспитании детей, необходимость охраны природы.

6.«Играя - познаем природу».

Цель: показать, как на примере игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу.

7. «Ядовитые растения».

Цель: познакомить с ядовитыми растениями, правилами обращения с ними, их охране.

«Клады на болотах»

«Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе»

Разработка памяток и буклетов для родителей «Правила поведения в лесу», «Клады на болотах».

Оформление папки-передвижки «Поэтическая страничка».

Цель: подобрать литературный материал (стихи, загадки) о растительном и животном мире республики.

Игротека для родителей: «Гимнастика для ума»

Оформление фотовыставки «Природа нашей республики.

Участие родителей в подготовке детей к квест-фестивалю «Любимая республика», создании макета природных зон РК, игры «Край мой северный».

Участие в подборе дидактического материала по теме.

3 этап – итоговый (обобщающий).

Работа по созданию настольной дидактической игры «Путешествие по Коми Краю».

Цель: систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.

- изучение разных видов настольных игр;

- подбор материала для игры;

- изготовление игрового поля, игровых фишек;

- изготовление недостающих пособий для игры;

- оформление игры;

- тестирование игры;

Подведение итогов.

В заключении хочется отметить, что по окончании работы над проектом :

- у детей преобладает эмоционально- положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, овладели правилами поведения в природе;

- дети проявляют любознательность, обращают внимание на эстетическую сторону природы;

- с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родного края;

- отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх;

- в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что данный вид работы способствует формированиюколлективных взаимоотношений;

Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе РК, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше не замечали, стали более ответственны.

Таким образом, воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Используемая литература:

1. Коми народные загадки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. – Сыктывкар, 1975. 112 с.

2. Коми народные приметы / Сост., вступит. статья, переводы В. М. Кудряшовой. Сыктывкар, 2007. 192 с.

3. Коми пословицы и поговорки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. Сыктывкар, 1973. 216 с.

4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.

5. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.

6. Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.

7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

1. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

2. Константинова Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С. 46-48. Творческая игра «На лесной полянке»

3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.

4. Чебан М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Список литературы, используемой в работе с детьми.

1. Пера-богатырь: Сказки фино-угорских народов. - Сыктывкар: Издательство «Эском», 2012.

2. Удивительный мир животных. Справочное издание. Москва «Махаон» 2013.

3. Моя первая книжка. Животные. Научно-популярное издание для детей 4-6 лет. – М. : Лабиринт Пресс, 2009.

4. Мир животных / М. Любка. – Ростов н/ Д : Владис, 2013.

5. Животные Европы / С. Рублёв; – М. : РИПОЛ классик, 2014.

6. Обитатели льдов / С. Рублёв; - М. : РИПОЛ классик, 2014.

7. Птицы. Атлас. Издательство Московского университета. Москва 2000.

8. Удивительная Республика Коми/ ред. -сост. Н. В. Мельникова. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.

9. Красная книга Республики Коми. Москва – Сыктывкар. Издательство ДИК, 1998.

10. Коми сказка-азбука. Сборник сказок на коми и русском языках. Составитель и переводчик Генадий Васильевич Беляеев.

11. Сказки народов севера. Составление и обработка В. В. Винокуровой, Ю. А. Сема. Ленинград «Просвящение», 1991.

12. Легенды и сказания народа коми. Альбом репродукций. Сыктывкар, 1985.

13. Коми пословицы и поговорки. Составитель Ф. В. Плесовский. Сыктывкар, 1983.

14. Коми народные приметы. Составитель В. М. Кудряшова. Сыктывкар, 1983.

15. Клейн А. С. Волшебный Камень и Книга Белой Совы. – Сыктывкар, 2005.

16. Журавлё С. В. Азбука пармы: Стихи, считалки, скороговорки. – Сыктывкар, 1995.

17. И. А. Куратов. «О, жизнь…». – Сыктывкар, 1989.

18. Попов С. А. У лесного ручья. Стихотворения, поэмы. – Сыктывкар, 1982.

19. Русско-коми, коми-русский словарь. – Сыктывкар, 1990.

20. Жеребцов И. Л., Столповский П. М. рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар: ООО»Контекст», 2008.

21. Леса Республики Коми. Под ред. Г. М. Козубокова, А. И. Тискаева. – Москва, 1999.

Публикации по теме:

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый Коми край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Мой любимый Коми край» Цель: систематизация знаний детей о географических.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Донской край» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Донской край» (цикл занятий «Путешествие.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза — символ России» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза - символ России" Белоствольная березка – Символ Родины моей.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Цель: Расширение представлений детей о творчестве.

Педагогический проект «LEGO-конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные.

Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВведениеСенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз;.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Проект «Мой край родной — моя Кубань» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Мой край родной — моя Кубань» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок» Утвержден на заседании.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой край — Югра» Тема проекта: «Мой край – Югра» Краткая аннотация проекта. В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями.

Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Каждый регион,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века», разработанный с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2018 в 16:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века», разработанный с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем кира никитенко (УИ 1482875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД