кира никитенко
Педагогический проект «Край суровый, но любимый на века», разработанный с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Край суровый, но любимый на века»
Составители: воспитатели подготовительной группы №8 Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребёнка - детский сад №17» г. Сыктывкара
Никитенко Кира Сергеевна
Щербакова Ольга Вячеславовна
Край черёмух, кедра и рябины,
Дивных сосен, клюквенных болот.
И полян брусничных глухариных
Где кукушка счёт годам ведёт.
В. Л. Зырянов
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект „Край суровый, но любимый на века“, разработанный с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тема проекта «Край суровый, но любимый на века» выбрана нами не случайно.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирования начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Важно воспитывать у детей способность позитивно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Воспитание любви и уважения к родному краю- одна из важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей.
Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС- один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Данный проект интегрирует следующие образовательные области:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие;
- физическое развитие;
Тип проекта : познавательный, творческий, информационно- социальный.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность:долгосрочный (с 19.09.2016. по 10.11.2016.)
Участники проекта : дети и родители подготовительной группы №8, воспитатели группы Никитенко К. С., Щербакова О. В.
Социальные партнё ры: «Республиканский центр экологического образования»
Новизна работы состоит в комплексной системе подачи задач, методов, средств по систематизации знаний детей о природе родного края с учётом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности на основе педагогики сотрудничества : дети, педагоги, родители, социальные партнёры. Практическая значимость:возможность использования продукта проекта другими детьми.
Цель проекта : систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.
Задачи:
-формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребёнка- дошкольника о природе родного края;
- расширить представления о животном и растительном мире Коми;
- развивать познавательный интерес к миру природы, уметь отражать это в художественно- продуктивной деятельности;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
- воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её;
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- принцип историзма, который реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений;
- принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия- любовь ко всему живому, к родному краю, к Отечеству;
- принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, РЦЭВ;
Предполагаемые результаты:
- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;
- дети будут осознанно соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- у родителей сформируется желание быть активными участниками в деятельности и творчестве детей;
Продукт проекта :
- макет «Край мой северный»;
- создание настольной дидактической игры «Путешествие по Коми краю».
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Сотрудничество с родителями.
4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
6. Составление конспектов образовательной деятельности.
2 этап – основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме «Край суровый, но любимый на века» включает в себя:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3 этап – итоговый (обобщающий).
Изготовление игры «Путешествие по Коми Краю».
Содержание работы с детьми.
1). Познавательное развитие.
Серия бесед «Путешествие по карте»
1.«Гуманное отношение к природе»
Задачи:
-расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека
- развивать познавательный интерес.
- воспитывать стремление заботиться о природе.
2.«Сбережем удивительный мир растений и животных».
Задачи:
- закрепление правил поведения в природе.
- закрепить представление детей об Особо Охраняемых Природных Территориях Республики Коми.
- объяснить детям причины создания Охраняемых территорий.
- воспитывать бережное отношение к природе.
3.«Путешествие в заповедник».
Задачи:
- систематизировать знания детей о Печоро-Илычском заповеднике.
- расширить представление детей о животном мире заповедника.
- воспитывать умение видеть красоту природы.
4.«Природа-чудесница»
Задачи:
- обогатить представление детей о значении леса.
- показать многообразие растительного мира.
- познакомить детей с новыми видами лекарственных растений
- воспитывать чувство сопереживания и причастности к природе.
5.«Длинноногий красавец Лось»
Задачи: - расширить представление детей о самом крупном обитателе леса – лосе.
- познакомить детей с лосиной фермой Печоро-Илычского заповедника.
- воспитывать чувство гордости за родную природу.
6.«Лес в жизни человека»
Задачи:
- продолжать формировать начальное представление детей о Национальном парке «ЮгыдВа».
- расширить представление детей о многообразии животного мира парка.
-способствовать развитию понимания значимости живых существ, их взаимосвязи в природе.
7.«Туризм и отдых в Национальном парке «ЮгыдВа».
Задачи:
- ввести понятие экологический туризм.
- разъяснить детям, для чего он вводится на территории Национального парка «ЮгыдВа».
- формировать представление детей о растительном мире Национального парка «ЮгыдВа».
- вызывать у детей интерес к экологическому туризму.
8.«Когда животных и растений в природе становится мало».
Задачи:
- расширит знания детей оКрасной книги и редких видах животных и растений.
- объяснить о необходимости создания Красной книги.
- прививать любовь ко всему живому.
Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий.
Чтение коми пословиц и поговорок.
Чтение коми сказок.
Чтение познавательной литературы: энциклопедии, журналы.
Дидактические игры: «4 лишний», «Вопрос- ответ», «Собери букет», «соберём грибы», «Угадай, чей хвост», «Назови признаки животных», «Кто чем питается?», «Кто где живёт?», «Назови детёныша», «Мир вокруг нас», «Посели животное», «Угадай по описанию»
Просмотр презентаций:
«Разнообразие растений и животных Коми края»
«Охрана редких и исчезающих видов растений и животных»
«Красная Книга РК»
«Заказники РК»
«Печоро-Илычский заповедник»
«Национальный парк Югыд-Ва»
«Горы Мань-Пупунёр»
«Лосеферма»
«Будьте осторожны с огнём в лесу»
Посещение зоопарка РЦЭО.
2).Художественно- эстетическое развитие.
Рисование:«Золотая осень», «Любимый питомец», «Их осталось мало» (животные Красной книги, «Книга сказок».
Аппликация:«Листопад», «Чудо лист».
Лепка: «Рыбка золотая», «Лес полон чудес» (лесные звери, «Деревья», «Дары природы».
Использование раскрасок.
Слушание музыкальных произведений коми композиторов.
Слушание звуков природы (голоса птиц, животных, шум леса).
Музыкальные игры: «Сувт, кр» (стой олень, «Кч», «Пышкай», «Ошк- баб», «Козй».
Работа по созданию макета «Край мой северный», «Бобровая хатка» :
-подготовка основания;
-изготовление животных и растений из разных материалов (пенопласт, пластилин, природный материал);
-используя имеющиеся у детей знания, «заселение» макета
3) Физическое развитие.
Подвижные игры коми народа «Важенка и оленята», «Перетягивание каната», «Оленеводы», «Каюр и собаки», «Солнце», «Чум», «Стой, олень!».
Использование движений, эмитирующих повадки животных, на утренней разминке и разминке после сна.
Пешие прогулки.
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
4) Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры «Хорошо- плохо», «Можно- нельзя», «Жалобная книга природы».
Решение проблемных ситуаций «Путаница», «Где вы были?», «Поможем леснику».
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов?»
Составление альбома «Сохранить и… преумножить».
Посещение РЦЭВ.
5) Речевое развитие.
Составление экологических сказок о животном и растительном мире РК, «Природа в опасности», «Как люди спасали воду»
Беседы «Экологические пирамиды», «Зачем нужны заповедники», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Вода вокруг нас».
Составление загадок.
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купанье медвежат»;
Е. Чарушин «Волчишко», «Страшный рассказ»;
Н. Сладков «Лиса и заяц»;
Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»;
М. Михайлов «Лесные хоромы»;
Участие детей в городском квест- фестивале «Моя любимая республика», где заняли 2 место.
Содержание работы с родителями.
Тематика консультаций.
1. Печоро-Илычский заповедник - особо охраняемая территория Республики Коми.
Цель: рассказать об истории создания заповедника, территориальном расположении.
2. Зеленый мир - волшебный мир.
Цель: показать разнообразие растительного мира.
3. «Здоровье без лекарств».
Цель: познакомить с лекарственными растениями и их использовании в домашних условиях.
4. «Там на неведомых дорожках».
Цель: на основе интересных фактов из жизни животных показать родителям, как в увлекательной форме можно знакомить детей с животным миром нашей республики.
5. «Прикоснись к природе сердцем».
Цель: показать значение природы в жизни людей, участие родителей в экологическом воспитании детей, необходимость охраны природы.
6.«Играя - познаем природу».
Цель: показать, как на примере игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу.
7. «Ядовитые растения».
Цель: познакомить с ядовитыми растениями, правилами обращения с ними, их охране.
«Клады на болотах»
«Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе»
Разработка памяток и буклетов для родителей «Правила поведения в лесу», «Клады на болотах».
Оформление папки-передвижки «Поэтическая страничка».
Цель: подобрать литературный материал (стихи, загадки) о растительном и животном мире республики.
Игротека для родителей: «Гимнастика для ума»
Оформление фотовыставки «Природа нашей республики.
Участие родителей в подготовке детей к квест-фестивалю «Любимая республика», создании макета природных зон РК, игры «Край мой северный».
Участие в подборе дидактического материала по теме.
3 этап – итоговый (обобщающий).
Работа по созданию настольной дидактической игры «Путешествие по Коми Краю».
Цель: систематизация знаний детей о природе родного края, способствующих формированию нравственных ценностей.
- изучение разных видов настольных игр;
- подбор материала для игры;
- изготовление игрового поля, игровых фишек;
- изготовление недостающих пособий для игры;
- оформление игры;
- тестирование игры;
Подведение итогов.
В заключении хочется отметить, что по окончании работы над проектом :
- у детей преобладает эмоционально- положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, овладели правилами поведения в природе;
- дети проявляют любознательность, обращают внимание на эстетическую сторону природы;
- с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родного края;
- отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх;
- в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что данный вид работы способствует формированиюколлективных взаимоотношений;
Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе РК, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше не замечали, стали более ответственны.
Таким образом, воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Используемая литература:
1. Коми народные загадки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. – Сыктывкар, 1975. 112 с.
2. Коми народные приметы / Сост., вступит. статья, переводы В. М. Кудряшовой. Сыктывкар, 2007. 192 с.
3. Коми пословицы и поговорки / Сост., предисловие, переводы Ф. В. Плесовского. Сыктывкар, 1973. 216 с.
4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
5. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
6. Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.
7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
1. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.
2. Константинова Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С. 46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.
4. Чебан М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Список литературы, используемой в работе с детьми.
1. Пера-богатырь: Сказки фино-угорских народов. - Сыктывкар: Издательство «Эском», 2012.
2. Удивительный мир животных. Справочное издание. Москва «Махаон» 2013.
3. Моя первая книжка. Животные. Научно-популярное издание для детей 4-6 лет. – М. : Лабиринт Пресс, 2009.
4. Мир животных / М. Любка. – Ростов н/ Д : Владис, 2013.
5. Животные Европы / С. Рублёв; – М. : РИПОЛ классик, 2014.
6. Обитатели льдов / С. Рублёв; - М. : РИПОЛ классик, 2014.
7. Птицы. Атлас. Издательство Московского университета. Москва 2000.
8. Удивительная Республика Коми/ ред. -сост. Н. В. Мельникова. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.
9. Красная книга Республики Коми. Москва – Сыктывкар. Издательство ДИК, 1998.
10. Коми сказка-азбука. Сборник сказок на коми и русском языках. Составитель и переводчик Генадий Васильевич Беляеев.
11. Сказки народов севера. Составление и обработка В. В. Винокуровой, Ю. А. Сема. Ленинград «Просвящение», 1991.
12. Легенды и сказания народа коми. Альбом репродукций. Сыктывкар, 1985.
13. Коми пословицы и поговорки. Составитель Ф. В. Плесовский. Сыктывкар, 1983.
14. Коми народные приметы. Составитель В. М. Кудряшова. Сыктывкар, 1983.
15. Клейн А. С. Волшебный Камень и Книга Белой Совы. – Сыктывкар, 2005.
16. Журавлё С. В. Азбука пармы: Стихи, считалки, скороговорки. – Сыктывкар, 1995.
17. И. А. Куратов. «О, жизнь…». – Сыктывкар, 1989.
18. Попов С. А. У лесного ручья. Стихотворения, поэмы. – Сыктывкар, 1982.
19. Русско-коми, коми-русский словарь. – Сыктывкар, 1990.
20. Жеребцов И. Л., Столповский П. М. рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар: ООО»Контекст», 2008.
21. Леса Республики Коми. Под ред. Г. М. Козубокова, А. И. Тискаева. – Москва, 1999.