Светлана Величкова
Педагогический проект «Я здоровье берегу — от болезней убегу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : общеизвестно, что картина здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.
До сих пор слабо и бессистемно проводилась пропаганда здорового образа жизни, от которого в значительной степени зависит здоровье человека. Физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью. Оно- «эквивалент и выражение свободы деятельности человека». Угроза жизни и здоровью населения может исходить из различных источников.
Публикация «Педагогический проект „Я здоровье берегу — от болезней убегу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одним из них является недооценка здоровья как жизненной цели и громадной ценности для человека. Поэтому, приоритетным направлением данного проекта должно стать медико- санитарное просвещение родителей, детей с целью формирования здорового образа жизни.
Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье (совершенствование) подрастающего поколения обусловлена современными требованиями личностного развития.
В ходе осуществления задач данного проекта дети и их родители ознакомятся с новыми формами работы по укреплению здоровья. Расширят объем знаний (анатомо-физиологических, санитарно-гигиенических, найдут ответы на интересующие их вопросы.
Содержание проекта строится на принципах:
Научности- предлагаемый материал соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;
Реалистичности и доступности- объем представлений адаптирован к восприятию детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощенности или усложненности, перегруженности медицинскими терминами и анатомо-физиологическими подробностями (но без искажения сути процесса, деятельности).
Ценностного отношения к жизни и здоровью- до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье- это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, с уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека, и, следовательно, здоровый образ жизни- необходимое условие человеческого существования.
Деловитости и занимательности- материал излагается в занимательной, игровой (театрализованной) форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.
Личностно ориентированного подхода и жизненной направленности- основное внимание уделяется личностному развитию ребенка, воспитанию бережного отношения к своему здоровью, оптимистического отношения к жизни.
Развивающего обучения- развивать личность творца собственной жизни.
Исследовательского познания- постановка ребенка в активную позицию исследователя.
Цель: формирование навыков здорового образа средствами театрального искусства.
Задачи:
• Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);
• Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
• Научить «слушать» и «слышать» свой организм;
• Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• Развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• Приобщить родителей к работе по формированию у детей навыков здорового образа жизни;
• Создавать условия для поисково- исследовательской деятельности.
Тип проекта- поисково- исследовательский, творческий
Продолжительность проекта- среднесрочный (3 месяца)
Участники проекта- дети подготовительной группы, воспитатели, родители, физкультурный работник, музыкальный руководитель, медицинский работник, психолог.
1 этап- подготовительный (1 неделя). Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап- основной (2,5 месяца). Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.
3 этап- итоговый (1 неделя). Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по формированию у детей навыков здорового образа жизни средствами театрального искусства:
А) подбор художественных произведений по данной теме;
Б) создание валеологического театра;
В) подбор фонотеки (музыка для релаксации, для музыкального сопровождения валеологических сказок);
Г) оформление альбома рисунков «Я в стране Здоровячков»;
Д) создание центра развивающих игр;
Е) выпуск газеты «Театр Здоровья»;
Ж) создание альбома «Путешествие в страну Здоровячков»
2. Осознанное отношение 80% детей к своему здоровью
3. Способность 20% детей прийти к пониманию ценностного отношения к жизни и здоровью.
4. Формирование у приблизительно 30% детей активной позиции, направленной на саморазвитие.
5. Активное участие предположительно 60% родителей в реализации проекта.
6. Создание системы работы по ознакомлению детей с человеческим организмом.
7. Четко сформированные культурно- гигиенические навыки у 100% детей; умение предвидеть опасность в поступках- у 55% детей; знание правил первой медицинской помощи у 100% детей.
8. Создание условий для поисково- исследовательской деятельности.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ деткой деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Планирование и организация деятельности.
№ Мероприятие Задачи Ответственные Сроки проведения
1 этап- подготовительный
1. Анкетирование родителей Изучить культуру здоровья в конкретной семье. Воспитатели 1 неделя
2. «Круглый стол» с участием родителей и детей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, специалисты, родители 1 неделя
3. Подбор методической и художественной литературы по данной теме. Привлечь родителей к поиску литературы по валеологии, к созданию детской валеологической библиотеки. Воспитатели, родители 1 неделя
4. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта. Просвещение родителей. Воспитатели, специалисты 1 неделя
5. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, театральных кукол. Создать условия для реализации проекта. Воспитатели, специалисты, родители 1 неделя
2 этап- основной
6. Вводное театрализованное занятие «Вот я какой!» Познакомить детей с внешним строение тела, с возможностями тела (организма). Вызвать интерес к дальнейшему познанию. Воспитатели 2 неделя
7. Дидактическая игра «Умею- не умею» Поддержать у детей радостное настроение и чувства удивления и гордости своими почти безграничными возможностями. Воспитатели, физкультурный работник 2 неделя
8. Театрализованная сказка «Из чего я сделан» Познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями. Воспитатели, музыкальный руководитель. 2 неделя
9. Рисование на тему «Из чего сделан Я» Развитие творческих способностей. Воспитатели. 2 неделя
10. Чтение художественной литературы о чистоте: К. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка Чумазая». Вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела. Воспитывать положительное отношение к чистоте. Показать на примере, что быть «чумазым»- плохо и стыдно. Воспитатели, психолог, родители 3 неделя
11. Беседа «Кожа, или Живая одежда» Дать детям представление о том, что кожа- это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет много функций. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным. Воспитатели, медицинский работник. 3 неделя
12. Совместная разработка с детьми «Правил Страны Чистюлии» Закрепить полученные ранее сведения, научить пользоваться ими в повседневной жизни. Воспитатели, дети 3 неделя
13. Изодеятельность по теме прочитанных произведений. Выставка рисунков детей и родителей. Выразить свое отношение к грязнулям с помощью рисунка. Дети, родители, воспитатели 3 неделя
14. Театрализованное занятие «Скелет и мышцы» Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию- скелет. Скелет защищает внутренние органы от различных повреждений. Воспитатели, физкультурный работник 3 неделя.
15.
Встреча с доктором Айболитом. Рассказ о предупреждении возможности переломов и вывихов. Познакомить детей с правилами безопасности в различных ситуациях. Воспитатели, медицинский работник 4 неделя
16. Дидактическая игра «Опасно- не опасно» Развивать охранительное самосознание, умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Воспитатели 4 неделя
17. Музыкально- театрализованное занятие «В гостях у Здоровячков» (с подбором песен о физической культуре, силе, ловкости, здоровом образе жизни) Создать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее. Воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный работник, психолог, дети, родители 4 неделя
18. Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С. Маршак «Великан», Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» (отрывки, где девочка росла и уменьшалась, В. Катаев «Цветик- семицветик» (отрывок о последнем желании). Беседа о людях с физическими недостатками, инвалидах. Воспитывать чувство сострадания к несчастью ближнего, желание помочь, доставить радость. Поддержать силу воли людей- инвалидов. Воспитатели, родители 4 неделя
19. Составление совместно с детьми правил безопасного поведения на улице, в группе, дома, во время игр и занятий. Анализ, обобщение, закрепление полученных знаний и представлений. Воспитатели, дети, родители, специалисты 4 неделя
20. Рисование на тему «Моё сердце» Выяснить, как дети представляют себе своё сердце. Поддерживать интерес к познанию своего тела. Воспитатели, дети 5 неделя
21. Театрализованное представление «Великий труженик и волшебные реки» Дать детям представление о работе сердца, его положении, строении. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма вообще. Познакомить с деятельностью и выполняемыми функциями клеток крови. Воспитатели, музыкальный руководитель 5 неделя
22. Встреча с доктором Айболитом. Рассказ о смысле и значении анализа крови; о первой помощи при кровотечении. Расширить представления детей о деятельности, особенностях и значении кровеносной системы, дать начальные знания о первой помощи при кровотечении. Воспитывать чувство глубокой привязанности и благодарности к донорам. Воспитатели, медицинский работник 5 неделя
23. Сюжетно- ролевая игра «Больница» Практическое закрепление полученных знаний, оказание первой помощи при кровотечении. Воспитывать уважение к профессии врача, понимать её огромную важность для каждого из нас. Воспитатели, дети 5 неделя
24. Совместная разработка с детьми и родителями «Правил здорового сердца». Закрепить, лучше осмыслить полученные сведения Воспитатели, дети, родители 5 неделя
25. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», Ю. Олеша «Три толстяка» Дать детям представление о людях с «крепким» («железным») и «живым» сердцем. Вызвать желание быть похожими на людей с «живым» сердцем. Воспитатели, родители 6 неделя
26. Физкультурный досуг на улице «Зимние забавы». Создать у детей радостное, бодрое настроение, поддерживать в детях спортивный дух, желание вести здоровый образ жизни. Физкультурный работник, воспитатели, родители 6 неделя
27. Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний». Беседа доктора Айболита с детьми на эту же тему. Просвещение родителей и детей. Воспитатели, медицинский работник. 6 неделя
28. Театрализованное представление «В стране Легких, или путешествие волшебных человечков» Дать детям представление о том, что дыхание- одна из важнейших функций организма. Познакомить с дыхательными путями (подробнее с легкими, с механизмом дыхания (вдох- выдох). Воспитатели, музыкальный руководитель 6 неделя
29. Практические упражнения и простейшее экспериментирование. Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины; проверить свои знания на практике. Воспитатели, медицинский работник, родители 6 неделя
30. Встреча с доктором Айболитом. Беседа о чистоте окружающей среды, воздуха, об экологии, о пользе растений для чистоты воздуха. Трудовой десант (работа в центре экологии- уход за комнатными растениями). Дать представление о том, что наше здоровье зависит как от нас самих, так и от чистоты окружающей среды. Познакомить с экологическими «санитарами»- растениями. Вызвать желание ухаживать за растениями. Воспитатели, родители 7 неделя
31. Совместное составление с детьми и родителями «правил безопасного дыхания» Закрепление, анализ, обобщение изученного материала по разделу «Дыхание». Воспитатели, родители, дети 7 неделя
32. Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» Закрепить представления о «чистом» и «грязном» воздухе. Поддерживать желание заниматься зимними видами спорта, физическими упражнениями на улице. Воспитатели, физкультурный работник, родители 7 неделя
33. Театрализованное представление «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными функциями. Установить связь между сердечно- сосудистой системой и пищеварением. Воспитатели, музыкальный руководитель 7 неделя
34. Игра «Путешествие на кухню» Познакомить детей с трудоемким процессом приготовления пищи. Обогатить представления детей сведениями об особенностях продуктов (правила приготовления). Воспитатели, повара, медицинский работник 7 неделя
35. Выпуск газеты «Театр Здоровья» Просвещение родителей. Воспитатели, медицинский работник Еженедельно
36. Показ сказки «В гости к Зубной Щетке» Показать детям важность гигиены полости рта для здоровья человека. Воспитатели, музыкальный работник 8 неделя
37. Совместное составление с детьми и родителями «Правил здорового питания» Закрепить полученные знания и обобщить правила здорового питания. Воспитатели, родители, дети 8 неделя
38. Показ сказки «Про царя в голове, или Суперсоветчик- суперответчик» Дать детям представление о том, что мозг- важный орган человеческого организма. Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог 8 неделя
39. Изодеятельность «Придумываю сны» (по стихотворению А. Барто «Придумываю сны») Развивать воображение, творчество, память. Воспитатели, родители, психолог, дети 8 неделя
40. Занимательный досуг «Что может делать мой мозг» Закрепить и расширить представления детей о том, что всё, что они могут делать- они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо- мозг. Воспитатели, музыкальный руководитель 8 неделя
41. Рассматривание альбома «Путешествие в Страну Здоровячков» Поддерживать интерес к здоровому образу жизни, закрепление правил гигиены. Воспитатели 9 неделя
42. Рассказ детей на тему «Каким я хочу быть» Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни; «включают» ли дети в свое будущее желание быть здоровыми (никогда не болеть, заниматься спортом, закаливаться; милосердие, сочувствие, желание помогать больным людям; стремление никогда не унывать, быть веселым. Воспитатели, специалисты, родители 9 неделя
43. Театрализованное занятие «Полезные и вредные привычки» Закрепление понятий о причинах заболеваний, о профилактике. Формирование осознанного отношения к здоровью. Воспитатели, специалисты 9 неделя
44. Целенаправленное наблюдение за поведением детей в группе, на прогулке, во время режимных моментов, занятий и свободной деятельностью. Анализ детских суждений, высказываний. Выяснить, насколько осознанны полученные представления, опираются ли дети на них в реальной жизни; прослеживается ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни, желание постоянно заниматься физической культурой; сформировано ли понимание ценности жизни и здоровья другого человека, имеются ли стремление и желание помочь пострадавшему товарищу, оказать ему моральную поддержку. Выяснить сформированность навыков гигиенического поведения. Воспитатели, специалисты, родители 10 неделя
45. Презентация проекта в форме театрально- музыкальной композиции. Представить творческий отчет о проделанной работе. Воспитатели, специалисты, родители, дети 10 неделя
3 этап- заключительный
46. Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели, специалисты 11 неделя
47. Анализ результативности Воспитатели, специалисты 11 неделя