Мария Николаевна
Педагогический проект в старшей группе «Я и мой поселок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта : средняя продолжительность
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, эстетические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается темп умственного развития.
Темочки:
- Мое село, мой поселок
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно- патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, районе, поселке, об историческом прошлом.
Новизна
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Гипотеза
Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта
Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта
Образовательные
- познакомить детей с историческими сведениями относительно их родного поселка, а также с традициями и культурой поселка Ялга;
-расширять и углублять знания детей о поселке Ялга, его значимых местах, памятниках, достопримечательностях;
-формировать интерес детей к прошлому и настоящему, познакомить детей с современной жизнью поселка;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада
Развивающие
- развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей;
- развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- развивать чувство собственного достоинства как представителя народа России
Воспитательные
- прививать детям чувство гордости за свой родной поселок, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям
- воспитывать бережное отношение к значимым и памятным местам поселка;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- воспитывать проявления у воспитанников любви и заботы о природе их родного поселка, а также воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.
Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Принципы реализации проекта
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с
родным поселком положены следующие принципы:
Принцип историзма
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и
сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в
наши дни).
Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного
партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь
к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого
ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста,
накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и
др.
Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, сельской библиотекой,
т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом
сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка Ялга.
Принцип культуросообразности
Приобщает дошкольников к культуре, общечеловеческим ценностям.
Принцип партнерства
Данный проект является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, проект дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.
Формы работы:
занятия;
целевые прогулки;
экскурсии;
художественно-творческая деятельность;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
наблюдения.
Предполагаемый результат
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
• Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
• Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
• Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
• Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Для детей:
· сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
· интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
· элементы творческого мышления.
Для педагогов :
· интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
· мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
· умение планировать проектную деятельность.
Для родителей:
· сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
· активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
· интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
Создание условий для реализации проекта.
• Подготовка иллюстративного материала, подбор художественной литературы, конспекты проведения НОД.
• Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап практический
Реализация проектной деятельности.
Практическая деятельность по проекту в соответствии с тематическим планированием работы.
Перспективный план проекта «Я и мой поселок Ялга»
Тема Мероприятия Программное содержание
«История поселка» Беседа:
«Ознакомление детей о возникновении поселка Ялга»
«Беседа с детьми о подвигах солдат в ВОВ»
Чтение:
И. Суриков «Вот моя деревня»,
И. Векшегонова «Мой край»,
А. Дементьев «Родина»,
Я. Аким «Моя Родина»,
Е. Серова «Родные края»,
К. Ушинский «Наше Отечество»,
Г. Ладонщиков «Родная земля».
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины—России, познакомить с историческим прошлым нашего посёлка.
Формировать представление о ВОВ, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Развивать внимание, активную мыслительную деятельность, активизировать словарь.
Воспитывать любовь и уважение к своей родине –России и родному краю.
«Традиции родного поселка» -Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок».
ООД Аппликация:
«Дома родного поселка»
Беседы:
-«Традиции родного поселка. Православные и народные праздники»
-«Встреча Нового года»,
-«Рождество Христово»,
-«Здравствуй,Масленица!»,
-«Светлая Пасха»,
-«День Земли»,
-«Яблочный спас».
- «День Победы в посёлке» Продолжить разговор о родном поселке, знакомство с названием улиц поселка, уметь рассказать о нем.
Закрепить умение детей изображать здания, используя приемы вырезывания одинаковых деталей из бумаги, сложенной в несколько раз, воспитывать усидчивость, самостоятельность. умение доводить начатое дело до конца.
Вызвать у детей интерес к традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
«Поселок Ялга – достопримечательности» Целевые прогулки:
-знакомство с родным поселком его улицами, зданиями.
ООД Конструирование:
«Дом, в котором я живу»
Беседы:
-«Назови свой адрес»,
-«Мой детский сад»,
-«Достопримечательности моего поселка»,
-«Физкультурно-оздоровительный комплекс МГУ им. Н. П. Огарёва- подготовка будущих чемпионов»
-«Мордовэкспоцентр-дружба регионов»
«Церковь Архангела Михаила. Рассматривание фотографий»
Экскурсии:
Экскурсия к школе.
-Посещение сельской библиотеки.
-Экскурсии в аптеку, на почту, к музыкальной школе.
-Мемориал ВОВ.
Составление рассказов на тему:
«Что мне нравится в поселке».
Продолжать формировать интерес к «малой
Родине». Уточнить с детьми информацию о родном поселке.
Познакомить детей с разными типами домов и частями дома. Дать представление о строительных профессиях. Пополнить знания о конструкциях домов. Развивать мышление, связную речь, умения сравнивать, анализировать, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.
Закреплять знания об адресе (улицы, номер дома, квартиры); дифференцировать понятие домашний адрес и адрес детского сада.
Совершенствовать знания детей о детском саде и работниках детского сада. Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, к их труду.
Рассказать детям о достопримечательностях родного поселка. Расширять кругозор детей, развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей.
Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному поселку.
Познакомить детей с физкультурно-оздоровительным комплексом. Расширять кругозор детей, развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей.
Рассказать детям о достопримечательностях родного поселка. Расширять кругозор детей, развивать речь детей, память.
Познакомить детей с православным храмом, его устройством, внешней символикой. Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и православной культуры.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах поселка, его
достопримечательностях.
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Развивать речевую деятельность.
продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, используя в рассказе прилагательные, совершенствовать речевые навыки, формировать представление о поселке.
«Современная Ялга» Беседа:
«Поселок будущего»
-Экскурсия к строящимся домам
-Рассматривание фотографий о строящейся объездной дороги в Ялге
Работа с родителями Анкета для родителей «Что вы знаете об истории села»
Подготовка фотографий для альбома
сформировать умения ориентироваться в информационном пространстве;
Развить интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
III этап – завершающий
Подведение итогов в работе над проектом. Подготовка презентации.
Изготовление альбома «Достопримечательности поселка Ялга»
Ожидаемый результат
Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Достигнутые образовательные результаты:
Проект носил познавательный характер и имел цель расширить представления детей о родном посёлке.
знания детей о родном посёлке улучшились. Участвовать в коллективных делах проекта было интересно и детям и родителям, а для педагогов это стало полезным опытом, который будет продолжаться и в дальнейшем.
В качестве перспектив дальнейшего развития проекта вижу создание наглядно- дидактических пособий по теме проекта, сбор интересной информации о жизни посёлка, его людях.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Но данная работа более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка.
Мы, педагоги, и, конечно же, родители, должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине – России.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду. «От рождения до школы». -Москва: «Мозаика — синтез»,2012.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. ,Жигаль Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО Изд-во Детство-пресс»,2010.
4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст] : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
5. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011 г.
6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. -сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
8. Шорыгина Т. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. - Москва: Книголюб,2007.
9. Ресурсы сети интернет