Екатерина Хитрова
Педагогический проект «Ископаемые»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа на тему «Полезные ископаемые- богатства нашей земли»
Воспитатель показывает детям глобус:
-Ребята, что это? Что он изображает? Какого он цвета?
-Что обозначено на глобусе зеленым цветом, что желтым, что коричневым и голубым?
-Сегодня, я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми. Полезные ископаемые- это богатства нашей страны, до которых не так-то просто добраться. Они находятся глубоко под землей, в горах, океане. Ученые считают, что полезные ископаемые образовались из остатков животных и растений, которые жили много миллионов лет назад. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где залегают полезные ископаемые называют месторождениями. Занимаются поисками полезных ископаемых геологи. Когда месторождения найдено это место отмечают на специальной карте. Сегодня, я познакомлю вас с несколькими полезными ископаемыми. Первое полезное ископаемое это каменный уголь (показ).
Публикация «Педагогический проект „Ископаемые“» размещена в разделах
-Какого он цвета? Какой он на ощупь? (твердый, шероховатый). Знаете, ребята, хотя он твердый на ощупь, но легко крошится при ударе (показ). Если он легко крошится, то он какой? (хрупкий). Каменный уголь добывают в шахтах под землей, но есть его залежи и на поверхности земли (показ иллюстраций). Людей добывающих каменный уголь называют шахтерами (показ иллюстрации). Загадки про уголь:
Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий.
От огня происхожу, От огня и умру. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
-Как вы думаете, зачем людям нужен уголь (предположения детей). Каменный уголь хорошо горит, а значит дает тепло. Поэтому им топят печи. Так же его используют в медицине и в изготовлении красок, пластмассы.
Посмотрите на еще одно полезное ископаемое (показ нефти в колбе (иллюстрация).Это нефть. Какого она цвета? Она твердая или жидкая?
- Нефть - это масленая жидкость с резким запахом. Добывают ее в недрах земли и в океанах. Людей добывающих нефть называют нефтяниками. Нефтяники строят буровые нефтяные вышки (показ иллюстраций) и добывают нефть. Загадка: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Нефть, как и каменный уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Если нефть попадет в море или в океан, то загрязняет его и все живое при этом погибает. Поэтому человек должен аккуратно обращаться с нефть. Из нефти делают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов.
Воспитатель показывает стакан с солью.
-Ребята, как вы думаете, что это?- соль. Соль, тоже полезное ископаемое. Ее добывают из недр земли, из озер и рек.
– Какого соль цвета? Как вы, она твердая, как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. Воспитатель берет комок соли и слега нажимает на него и он рассыпается.)
-Что произошло с солью? Какая соль? (сыпучая). Возьмите свои чашечки с солью и понюхайте соль. Есть запах?
- Да, но не сильный. Возьмите лупу и рассмотрите соль.
- Из чего состоит соль?- из крупинок, кристалликов.
-Как вы думаете соль растворяется в воде?- да. Воспитатель берет стакан с водой и добавляет туда соль. Дети наблюдают. Что происходит.
-Что произошло с солью?- она растворилась.
-Как вы думаете, какая вода стала на вкус? - соленная. -Давайте попробуем. Воспитатель берет пипетку и капает по капельке на язык.
Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, стоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде. Загадка:
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
- Ребята, а зачем человеку нужна соль? (ответы детей).
-Молодцы.
Давайте еще раз вспомним, с какими полезными ископаемыми сегодня познакомились? (дети перечисляют).
-Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые?
- да. -Без полезных ископаемых невозможна деятельность человека.
К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сказки
Глиняная сказка
Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к Твердой Глине Вода.
— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.
Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.
— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.
— Будем вместе, а сама испаряешься?
— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому — прощай!
— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…
— Все правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда сталакружкой, тут уже твердость нужна.
Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро,
нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твердым.
Гипсовая сказка
Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.
— Мой земляк врачом стал. Травматологом. Помогает переломам срастаться.
— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.
— А мой — строитель.
— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.
— Знаменитый? А зовут его как?
— Гипс.
— Ты смотри! И моего — Гипс!
— И моего!
— И моего тоже!
Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из
гипса вылепить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать еще множество дел
Выходит, все одним земляком хвастались. Одним — но каким!С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый светпоказаться.
Асфальтовая сказка
Асфальт кажется серым, но он черный, как смола. Его даже называют горной смолой, потому что он настоящая горная порода. Конечно, настоящий Асфальт,не искусственный.
Настоящий Асфальт вышел из недр земли, не подозревая, что им станут покрывать дороги. Он даже не знал, что на свете существуют дороги. Жизнь внедрах земли — без дорог.
А здесь, на земле, все куда-то спешат, колеса стучат, ноги топают, и не могут они стучать и топать по бездорожью. Земле нужны дороги, чтоб легче былодвигаться по земле, потому что если живешь — надо двигаться.
Правда, Асфальт сам не двигается, он только покрывает дороги, но это значит, что он помогает общему движению, а это бывает важнее, чем двигаться самому.
А то, что он серый, так это просто дорожная пыль. Рабочая пыль. Ведь нельзя же работать так, чтоб не запылиться!
Ох, как много нужно земли ископать, пока добудешь то, что для нас на земле полезно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дидактические игры
Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».
Задачи: закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, вискусстве и быту; учить пользоваться картой и условными обозначениямиполезных ископаемых; углубить знания детей о месторождениях Чувашской республики; развивать зрительную память, внимание;формировать речь.
Вид: настольная игра.
Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка, продолжительность 10-15 минут.
Материальная база: Фотоальбомы - карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом : добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту; приложения - а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Чувашской республики в) карточки «Геологи».
«Найди, где применяется»
Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.
Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.
Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?
Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых ПО применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).
«Помоги геологу»
Цель: обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Чувашской республики.
Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.
Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Чувашской республике знаешь? Какие полезные ископаемые используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?
Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Чувашской республики.
«Кто быстрее …»
Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать накарте Чувашской республики месторождения полезных ископаемых отмеченныхфишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случаеправильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку сизображением полезного ископаемого.
Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.
Самоконтроль
Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).
Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.
Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.
Словесные игры
Цели:развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях; четко отвечать на вопросы педагога; воспитывать умение понимать и объяснять значение пословиц и поговорок.
«Добавлялки»
Самолетом правит (дети добавляют) - летчик;
Трактор водит …тракторист,
Электричку…машинист,
Стены выкрасил…маляр,
Доску выстругал…столяр,
В доме свет провел…монтер,
В шахте трудится …шахтер,
В жаркой кузнице…кузнец,
Кто все знает…молодец.
Воспитатель, описывая объект, называет несколько предметов, дети добавляют недостающие слова для завершения описания. Например: класс,учитель, парта. Что нужно добавить, чтобы получилась школа (Ученик, тетрадь, ручка, парта);
Прилавок, продавец – магазин;
Врач, фонендоскоп – больница;
Книги, читальный зал – библиотека;
Дети, группа – детский сад;
Повар, кастрюли – столовая;
Шахтер, отбойный молоток - шахта и т. д.
«Родина» (Цепочка ассоциаций)
Первый игрок говорит: «Родина». Следующий ассоциирует его со словом «город». Например, город, Чебоксары, богатство - мел, глина, песок.
Небылицы
Кисточкой повар размешивает суп.
А ложкой художник рисует старый дуб.
Учительница в школе рубашки детям шьет.
Швея детишек учит и песенки поет.
Артист из сцены уголь достает,
А старый шахтер арии поет.
Умный добрый плотник лечит малышей,
А молоток и гвозди нужны лишь для врачей.
После прочтения стихотворения беседа может быть продлена. Вопросы:
Человек, который не умеет рисовать, может ли быть художником?
Бывает ли, что дворник не умеет подметать, доктор не умеет лечить, шахтер добывать железную руду?
Домино: «Машины – помощники горнякам».
Дидактическая задача
- закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям;
- правильно их называть и подбирать парные изображения (буровые установки, самосвал, бульдозер, экскаватор, трактор и др.).
Игровое правило: карточки класть по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком – либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Ход игры: игра начинается короткой беседой воспитателя о машинах – помощниках шахтеров в их труде. Педагог выясняет знания ребят о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки, затем воспитатель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины.
Разделенные вертикальной полосой.
Усложнение в игре – увеличение количества картинок.
«Кому что нужно для работы?»
На столе лежат картинки с предметами, необходимые людям определенных профессий: молоток, шприц, кисти и краски, отбойный молоток, вагонетка, весы, ножницы и др.
Дети поочередно берут любую картинку и рассказывают, человеку какой профессии необходим этот предмет? Что им делают?