Elena Dedova
Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности «Интеллектуальная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ
С давних пор известно, что талантливые люди во все времена считались творческими личностями, носителями божественного дара. С рождения и на протяжении всей жизни происходит развитие интеллектуальных способностей. Развитие таких процессов, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика рук являются самыми важными составляющими элементами в развитии и становлении личности. Процесс интеллектуального развития не может прерываться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренний мир ребенка. И поэтому с каждой ступенью роста поднимается планка требований к нему.
Публикация «Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности „Интеллектуальная мастерская“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ.
Одаренные дети – это незаменимая и ценная, но в то же время хрупкая часть нашего общества. Такие дети представляют собой культурный и научный потенциал, именно от них будет зависеть развитие культуры, науки и техники. Исходя из проведенных исследований, можно смело сказать, что самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является дошкольное детство. Развитие одаренного ребенка происходит, как правило, с бешеной скоростью, как правило с опережением, поэтому необходимо правильно стимулировать его на каждой ступени развития.
Педагогической целью является воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого. Именно при таком педагогическом сопровождении может быть соблюдено достоинство ребенка, так как в данном случае одаренный ребенок будет являться субъектом педагогического процесса, а не объектом. Уникальность одаренных детей состоит в том, ему ничего не прививают, а только сопровождают их рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку.
По мнению многих специалистов в области педагогики, процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Проблема «затухающего таланта», «заблокированной одаренности» до сих пор остро стоит перед практиками всего мира. С недавних пор специалисты поняли, как развивался ребенок, несмотря на все программы. Поэтому ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, для того, чтобы понять свой потенциал, верить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности. Именно это и будет способствовать развитию всех его способностей, которые облегчат переход из детского сада в школу, но при всем при этом сохранит и дальше разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Из всего вышесказанного, можно сказать, что главной задачей становится разработка проекта, которая будет развивать не столько одаренность, а какие-то ее функции, задатки, сколько саму личность одаренного ребенка, который как раз и является носителем этой одаренности.
Исходя из разных диагностик, проведенных многими педагогами и психологами, педагогами дополнительного образования МБДОУ д/с №44, воспитателями нашего ДОУ, а также опроса родителей, были выявлены дети с повышенными интеллектуальными способностями. В эту группу попали дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые имели повышенные интеллектуальные способности. С такими детьми проводятся занятия, которые помогают развивать творческий потенциал, а так же умственные и познавательные способности. На таких занятиях у детей проявляется большой интерес по разным направлениям деятельности. Что касается родителей таких детей, то с ними ведется совместная работа.
Мною был разработан проект, задачей которого является удовлетворить любознательность и детское любопытство, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом. Проект адресован воспитателям и педагогам – психологам дошкольных учреждений.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности одаренных детей.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире путем знакомства с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать у детей связную речь, побуждая к рассуждениям, аргументам, уметь пользоваться речью-доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развитие наблюдательности;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники разновозрастной группы.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме
• Составить план опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор необходимого оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Составление перспективного плана и внедрение его в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности.
Перспективный план работы по основному этапу проекта :
Программное содержание: совместная образовательная деятельность педагога и детей (ООД по экспериментальной деятельности, а так же совместная образовательная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми: знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. В наполненную водой емкость воспитатель кладёт предметы разной формы, величины и свойств (бумажный кораблик, резиновая уточка). Как Вы думаете, дети, утонут ли эти предметы в воде? Проверим. Воспитатель опускает поочередно в воду предметы. Дети наблюдают и отмечают, что предметы не тонут. Вывод. Вода удерживает предметы на поверхности так ка они легкие.
Эксперимент 2 «Как окрасить предмет в разные цвета».
Цель: уточнение знаний детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитание бережного отношения к воде (подкрашенная вода не прозрачная.) Воспитатель демонстрирует емкость с водой. Что у меня налито в этом стаканчике? А что это? Посмотрите, я взяла и добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода? (так же поступаю с желтой, красной, зелёный.) Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? Вывод. Подкрашенная вода не прозрачная.
Работа с родителями одаренных детей заключалась в совместной деятельности с ребенком. Родителям было предложено дома провести опыт «Исчезающий рисунок». Родителям нужно было совместно с детьми выбрать любую картинку, поместить ее в пакет, а затем в воду. Так же родители провели опыт под названием «Бурлящая лава». В бокал наливается растительное масло, оставляя немного места для воды. Доливаем воду, капаем немного красителя, кидаем таблетку аспирина и наблюдаем за реакцией. Вывод: вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение.
Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях. Была так же проведена консультация с родителями о технике безопасности при проведении опытов.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 44 г. Ставрополя
Сроки проведения: май.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• У детей развиваются такие умения, как наблюдательность, анализ, сравнение, выявление характерных, существенных признаков предметов и явлений, умение обобщать их по этим признакам.
Заключение
В ходе анализа проведённой работы, можно сказать о том, что именно детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное достоинство детского экспериментирования состоит в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Список литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336,
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной
деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с. 3. Л. В. Рыжова,
4. Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017,208 с.
7. Одаренные дети – важнейший ресурс развития страны : указатель
литературы / ГБУК РО «Библиотека им. Горького», Библиографический
центр; сост. Л. В. Живанова. – Рязань, 2018 – 22 с.