Получи документы

Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности «Интеллектуальная мастерская»

Elena Dedova
Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности «Интеллектуальная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

С давних пор известно, что талантливые люди во все времена считались творческими личностями, носителями божественного дара. С рождения и на протяжении всей жизни происходит развитие интеллектуальных способностей. Развитие таких процессов, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика рук являются самыми важными составляющими элементами в развитии и становлении личности. Процесс интеллектуального развития не может прерываться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренний мир ребенка. И поэтому с каждой ступенью роста поднимается планка требований к нему.

Публикация «Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности „Интеллектуальная мастерская“» размещена в разделах

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ.

Одаренные дети – это незаменимая и ценная, но в то же время хрупкая часть нашего общества. Такие дети представляют собой культурный и научный потенциал, именно от них будет зависеть развитие культуры, науки и техники. Исходя из проведенных исследований, можно смело сказать, что самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является дошкольное детство. Развитие одаренного ребенка происходит, как правило, с бешеной скоростью, как правило с опережением, поэтому необходимо правильно стимулировать его на каждой ступени развития.

Педагогической целью является воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого. Именно при таком педагогическом сопровождении может быть соблюдено достоинство ребенка, так как в данном случае одаренный ребенок будет являться субъектом педагогического процесса, а не объектом. Уникальность одаренных детей состоит в том, ему ничего не прививают, а только сопровождают их рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку.

По мнению многих специалистов в области педагогики, процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Проблема «затухающего таланта», «заблокированной одаренности» до сих пор остро стоит перед практиками всего мира. С недавних пор специалисты поняли, как развивался ребенок, несмотря на все программы. Поэтому ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, для того, чтобы понять свой потенциал, верить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности. Именно это и будет способствовать развитию всех его способностей, которые облегчат переход из детского сада в школу, но при всем при этом сохранит и дальше разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Из всего вышесказанного, можно сказать, что главной задачей становится разработка проекта, которая будет развивать не столько одаренность, а какие-то ее функции, задатки, сколько саму личность одаренного ребенка, который как раз и является носителем этой одаренности.

Исходя из разных диагностик, проведенных многими педагогами и психологами, педагогами дополнительного образования МБДОУ д/с №44, воспитателями нашего ДОУ, а также опроса родителей, были выявлены дети с повышенными интеллектуальными способностями. В эту группу попали дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые имели повышенные интеллектуальные способности. С такими детьми проводятся занятия, которые помогают развивать творческий потенциал, а так же умственные и познавательные способности. На таких занятиях у детей проявляется большой интерес по разным направлениям деятельности. Что касается родителей таких детей, то с ними ведется совместная работа.

Мною был разработан проект, задачей которого является удовлетворить любознательность и детское любопытство, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом. Проект адресован воспитателям и педагогам – психологам дошкольных учреждений.

Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности одаренных детей.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире путем знакомства с основными физическими свойствами и явлениями;

2. Развивать у детей связную речь, побуждая к рассуждениям, аргументам, уметь пользоваться речью-доказательством;

3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развитие наблюдательности;

5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта : групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта : воспитатель, воспитанники разновозрастной группы.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме

• Составить план опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор необходимого оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Составление перспективного плана и внедрение его в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективный план работы по основному этапу проекта :

Программное содержание: совместная образовательная деятельность педагога и детей (ООД по экспериментальной деятельности, а так же совместная образовательная деятельность родителей и детей.

Работа с детьми: знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. В наполненную водой емкость воспитатель кладёт предметы разной формы, величины и свойств (бумажный кораблик, резиновая уточка). Как Вы думаете, дети, утонут ли эти предметы в воде? Проверим. Воспитатель опускает поочередно в воду предметы. Дети наблюдают и отмечают, что предметы не тонут. Вывод. Вода удерживает предметы на поверхности так ка они легкие.

Эксперимент 2 «Как окрасить предмет в разные цвета».

Цель: уточнение знаний детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитание бережного отношения к воде (подкрашенная вода не прозрачная.) Воспитатель демонстрирует емкость с водой. Что у меня налито в этом стаканчике? А что это? Посмотрите, я взяла и добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода? (так же поступаю с желтой, красной, зелёный.) Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? Вывод. Подкрашенная вода не прозрачная.

Работа с родителями одаренных детей заключалась в совместной деятельности с ребенком. Родителям было предложено дома провести опыт «Исчезающий рисунок». Родителям нужно было совместно с детьми выбрать любую картинку, поместить ее в пакет, а затем в воду. Так же родители провели опыт под названием «Бурлящая лава». В бокал наливается растительное масло, оставляя немного места для воды. Доливаем воду, капаем немного красителя, кидаем таблетку аспирина и наблюдаем за реакцией. Вывод: вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение.

Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях. Была так же проведена консультация с родителями о технике безопасности при проведении опытов.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 44 г. Ставрополя

Сроки проведения: май.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Расширение представлений детей об окружающем мире.

• У детей развиваются такие умения, как наблюдательность, анализ, сравнение, выявление характерных, существенных признаков предметов и явлений, умение обобщать их по этим признакам.

Заключение

В ходе анализа проведённой работы, можно сказать о том, что именно детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное достоинство детского экспериментирования состоит в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список литературы:

1. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336,

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

3. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной

деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с. 3. Л. В. Рыжова,

4. Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017,208 с.

7. Одаренные дети – важнейший ресурс развития страны : указатель

литературы / ГБУК РО «Библиотека им. Горького», Библиографический

центр; сост. Л. В. Живанова. – Рязань, 2018 – 22 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет открытой НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по загадочным островам»Фотоотчет открытой НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по загадочным островам» Муниципальный этап «Воспитатель года России». Очный тур. Первый тур «Воспитатель – Профи». Конкурсное задание «Занятие» Фотоотчет открытой.

Конспект НОД по развитию творческо-исследовательской деятельности «Балансирующий робот-игрушка» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию творческо-исследовательской деятельности «Балансирующий робот-игрушка» в подготовительной группе Тема: «Балансирующий робот» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное.

Педагогический проект «Мастерская добрых дел»Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально-творческий детско-родительский Автор и руководитель.

Проект исследовательской деятельности «Можно ли играть в мультфильмы?»Проект исследовательской деятельности «Можно ли играть в мультфильмы?» ПРОЕКТ исследовательской деятельности по теме «Можно ли играть в мультфильмы?»воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №.

Проект исследовательской деятельности «Почему все яблоки разные» ПРОЕКТ исследовательской деятельности по теме «Почему все яблоки разные?» воспитанницы подготовительной группы МБДОУ детский сад № 17 города.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности «Интеллектуальная мастерская»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 20:14
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по развитию одаренного ребенка в исследовательской деятельности «Интеллектуальная мастерская»» (включая файлы) размещена пользователем Elena Dedova (УИ 132456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД