Жанна Ляшонок
Педагогический проект «Хлеб-наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №2 ст. Новосергиевская Крыловской район Краснодарский край
Педагогический проект
«Хлеб — наше богатство»
Разработчик:
Ляшонок Жанна Владимировна
Ст. Новосергиевская 2015
Содержание
Введение
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Вывод
Литература
Приложения:Досуг «Хлеб наше богатство»
Введение
Публикация «Педагогический проект „Хлеб-наше богатство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия Мы хотим воспитать детей любящих и уважающих труд хлеборобов, а так же, вызвать бережное отношение к хлебу. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи "человек - природа". Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
ВИД ПРОЕКТА : информационно-исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели) .
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
«Хлеб это символ благополучия, достатка».
«Хлеб на столе - это богатство в доме».
ПРОБЛЕМА: Из-за изобилия хлебобулочных изделий, и низкого уровня знаний о пользе хлеба, дети не ценят хлеб (не доедают, бросают, за столом играют с ним). Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе, ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей, как же научить уважать хлеб?
ГИПОТЕЗА: Вместе с детьми средней группы мы решили проследить весь путь: от зернышка до каравая на нашем столе, ведь получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если дети узнают, сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то они будут, бережнее относится к нему.
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования у детей представления о ценности хлеба. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Задачи:
•Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
•Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
•Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
•Побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми;
•Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
•Обогащать словарь детей, учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение;
•Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей, национальную гордость за мастерство народа.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- составление перспективного плана мероприятий;
- поиск материалов по данному проекту;
- разработка конспектов познавательно-речевых и творческих занятий, наблюдений, бесед;
- экскурсия на кухню детского сада;
- подбор художественной литературы, разучивание стихов и пословиц о хлебе;
- подбор информационного материала в уголок родителей;
- ознакомление с проектом родителей.
- привлечение родителей к пополнению мини музея хлеба.
2. Основной этап:
1. НОД: «От зернышка до хлебушка»
2 Беседы: «Хлеб всему голова», «Как мы можем беречь хлеб?»
3. Чтение художественной литературы: М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел»; русские народные сказки «Колобок», «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе, загадок, пословиц и поговорок. Дж. Родари "Чем пахнут ремесла? ", В. Маяковский "Кем быть? ", Н. Носов "Мишкина каша"
4. Музыкально-театрализованная деятельность:
•Кукольный театр украинская народная сказка «Колосок».
• Слушание: песен «Колосок», «Батоны и ватрушки», «О хлебе»
• Пение песенок: «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», «К нам гости пришли»,
•Хоровод «Каравай»,
• Развлечение: «От зернышка до каравая».
5. Игры:
• Сюжетно -ролевые: «Магазин», «Семья», «Ярмарка»,
• Дидактические: «Что сначала, что потом?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессии», «Угадай на вкус?», «Кто что делает?»
• Подвижные: «Весна, весна, красна», «Каравай»
• Народные: «Мельница», «Царь Горох», «Пирог», «Калачи»
• Пальчиковые: «На блины», «Тесто»
• Словесные: «Из чего сварили кашу», «Четвертый лишний»
6. Художественно-творческая деятельность
•Рисование по сказке «Колобок», «Ай, качи – качи – качи! Глянь – баранки, калачи»
•Аппликация «Колосок», «Грузовые машины везут зерно».
•Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки», «Печенье для кукол»;
• Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».
7. Экскурсия на кухню детского сада
Цель: познакомить детей с технологией приготовления теста и выпечкой пирогов.
8. Опытно – экспериментальная деятельность: эксперименты с землей; опыты по выращиванию семян (пшеницы) ; превращение зерна в муку (кофемолка) .
9. Практическая деятельность: посев зерновых культур (ячмень, пшеница, овес). Вызвать интерес к выращиванию растений.
10. Работа с родителями: вместе с детьми выучить загадки, пословицы и поговорки о хлебе
3. Заключительный этап:
- выставка детских рисунков и поделок «От зерна до каравая»
- альбом «Хлеб – наше богатство»
- Досуг "Хлеб – всему голова"
- Пополнение мини - музея хлеба
ВЫВОД:
В ходе проектной деятельности по заданной теме, дети узнали о русских традициях, обычаях, связанных с выращиванием хлеба на Руси, о процессах обработки зерна и выпечки разнообразных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для русского народа, его роли для каждого человека. Дети перестали крошить хлеб во время еды, баловаться, играть с ним. Они теперь знают, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
4. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
6. Шаехова Р. К. «Природа и ребенок».
7. Николаева С. Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».
8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик».
9. Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко
Приложение. Сценарий досуга «Хлеб – наше богатство»
Цели:
- воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду;
- добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба;
- учить детей беречь хлеб.
Звучит русская музыка. Входят дети, одетые в русские народные костюмы.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном зале, чтобы поговорить о хлебе. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.
Дети: Хлеб всему голова.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ржаной хлебушко- пшеничному дедушка.
Берегите хлеб - он наше богатство.
Вед: Хлеб - основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень- горячая пора для тружеников полей и для тех, кто помогает им убирать урожай хлеба. Овощей и фруктов. Давайте споем об этом песню.
Песня «Осень»
Заходит Осень с караваем.
Осень: Я- Осень золотая. Осень- время сбора урожая! Услышала песню про меня и пришла к вам. Но хотела бы и посмотреть на ваши танцы.
Хоровод “Трудовой наш каравай” (сл. С. Баранова, муз. Е. Тилигеевой)
Ведущий: Сегодня мы с ребятами говорим о хлебе, а значит, и о вас.
Стихотворение.
1. Вот от - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2. В нем – здоровье наше сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
3. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
4. В нем – Земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
5. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил
Ведущий: А сейчас мы тебе покажем и расскажем, кто и как выращивает хлеб для нас.
Слайд-шоу.
Осень: Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Радуются трудовые люди-собран богатый урожай. Веселятся, пляшут и поют. Давайте и мы споем и спляшем.
Танец “Берега России”
Ведущий: Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельницу, где из них получают муку.
Осень: Ребята, а вы знаете, что выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки)
Ведущий: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.
Пластилинография.
Ведущий: А пока хлеб печется, то мы с вами поиграем.
Игра “Бай-качи”
Вот и подошел к концу наш праздник. Всех приглашаем к праздничному столу. А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб!