Ионова Ольга Юрьевна
Педагогический проект «Город и горожане»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Одним из условий успешной социальной адаптации детей, особенно с нарушениями речи, является умение самостоятельно вступать в речевой контакт с любым собеседником, а так же соблюдение правил монологической и диалогической речи. Особое значение для развития связной речи имеет ознакомление с окружающим миром. Поисковая деятельность позволяет поддержать и развить интерес к познанию, приобретению опыта, развитию восприятия, мышления, а главное – речи.
Тип проекта – познавательно-творческий
Участники – педагоги ДОУ, дети старшей группы комбинированной направленности и члены их семей.
Публикация «Педагогический проект „Город и горожане“» размещена в разделах
Срок реализации - три недели. Проект краткосрочный.
В ходе реализации проекта дети знакомятся с историей города, его современным обликом, с городским транспортом и профессиями новосибирцев.
Цель проекта - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• развитие навыка ведения диалога и монолога (умения задавать вопросы, с целью получения определенных знаний, делиться своим опытом с другими);
• формирование интереса к окружающей действительности путем знакомства с научно-популярной и художественной литературой, Интернет – ресурсами (по возможности);
• развитие у детей познавательно – поисковой деятельности;
• способствование формированию адекватных партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности
• повышение качества педагогической деятельности.
Стратегия достижения цели
Подготовительный этап направлен на стимулирование познавательных мотивов:
• информирование о проекте;
• составление плана – графика мероприятий;
• создание программно-методического обеспечения.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы.
Основной этап направлен на овладение способами решения возникающих перед ребенком проблем:
• совместные исследования взрослых и детей по проблемным вопросам;
• обмен между детьми полученными знаниями;
• творческая деятельность детей.
Основные методы и приемы: проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, словесные (беседа, рассказ, наглядные.
Заключительный этап обеспечивает формирование инициативности и способности оценивать деятельность:
Методы и приемы: словесные, наглядные и практические.
Примерный план мероприятий, реализуемых в ходе проекта
Подготовительный этап
Введение в проблемную ситуацию.
Беседа «История города Н.» (формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний, учить задавать взрослым познавательные вопросы).
Рассматривание картин, альбомов, презентаций.
Основной этап. Лексические темы «Город», «Транспорт»
Беседы «Что я знаю о городе (транспорте)» и «Что я хочу узнать о городе (транспорте)»
Рассматривание картины «Машины на нашей улице»
Составление описательного рассказа о машине.
Игровые упражнения: «Кто больше?» (виды транспорта, «Кто чем управляет?», «Подбери действия к предметам». Активизация словаря по теме.
Сюжетно – дидактическая игра «В автобусе» (развивать навык вежливого обращения, способности решать проблему).
Сюжетно – дидактическая игра «Путешествие по городу» (развитие ориентировки в пространстве, приставочный способ образования глаголов).
Игра со строительным материалом «Город»
Игры «Четвертый лишний», «Найди пару» Развитие мышления
Сравнение: завод и дом, дорога и тротуар; грузовой и легковой машины, трамвая и троллейбуса, троллейбуса и автобуса.
ОБЖ. Игра «Пешеходный переход»
Творческая мастерская. Рисование «Городские дома». Лепка «Автомобиль»
Основной этап. Лексическая тема «Профессии»
Беседы «Что я знаю о профессиях» и «Что я хочу узнать о профессиях»
Игры и игровые упражнения «Кому, что нужно для работы» (уточнить словарный запас).
Игры «Из чего сделано?» (развивать тактильное восприятие, навык образования относительных прилагательных). «Похожи – не похожи» (развивать умение сравнивать). «Так бывает или нет?» (развивать критичность мышления)
Составление рассказа по картине «Пекарь» / «На стройке».
Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»
Сюжетно – дидактическая игра «Корреспондент». Берем интервью у представителей различных профессий.
Сюжетно – дидактическая игра «Полет в космос»
Творческая мастерская. Рисование «Космонавт»
Заключительный этап
Постановка по мотивам сказки «Очень город я люблю, потому что в нем живу» Цель: развивать творческие способности дошкольников.
Создание книги «Город и горожане»
Сотрудничество с семьями воспитанников в ходе реализации проекта
1. Информирование родителей о проекте.
2. Рекомендации логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи и связной речи в соответствии с изучаемыми лексическими темами.
3. Консультация для родителей «Знакомство детей дошкольного возраста с городом и транспортом», «Как помочь ребенку составить рассказ о транспортном средстве»
4. Совместные исследования родителей и детей по проблемным вопросам.
5. Помощь в изготовлении альбомов, игр.
Критерии оценки результативности реализации проекта
• умение детей, особенно с нарушениями речи, задавать вопросы (вести диалог, с целью получения определенных знаний о предметном мире и умение делиться своими знаниями с другими (монологическое высказывание);
• представления детей по темам «Город», «Транспорт», «Профессии»;
• партнерские взаимоотношения между взрослыми и детьми в ходе совместной познавательно – поисковой деятельности;
• повышение уровня компетенции педагогов.