Наталья Ахметшина
Педагогический проект «Дорожная Азбука» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: «Дорожная Азбука»
Аннотация
Проект «Знатоки дорожных правил» способствует знакомству детей старшего дошкольного возраста и включает в себя применение новых коммуникативно-информационных технологий, который способствуют увлекательному, последовательному знакомству и закреплению у воспитанников правил поведения на дороге, в транспорте, во дворе.
Актуальность
Ежегодно на дорогах нашей страны происходит сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии детей, взрослых и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются свми дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому важно с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, сучить правила дорожного движения в доступной для детей форме.
Актуальность проекта связана еще с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать постоянно что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Проблема
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умений применять их на практике, своего рода стать привычкой быть внимательным на улице.
Технологическая карта проекта:
Тип проекта: Информационный, групповой, среднесрочный
Срок реализации проекта: Октябрь, 2023 г.
Участники: Дети (5 -6 лет, родители, воспитатели.
Цель проекта: формирование и развитие у детей необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
Образовательные:
-познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность на дороге;
- стимулировать познавательную активность и способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
Воспитательные
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности его избегать, а при необходимости действовать
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Гипотеза исследования
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельности, совместной, непосредственно образовательной деятельности) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
- упрочнение совместного сотрудничества ДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма;
- разработка плана работы с детьми группы и их родителями в рамках проекта;
- ознакомление ребенка с правилами дорожного движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методическая часть :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- художественное творчество;
- ситуационно - имитационное моделирование;
- чтение художественной литературы;
- целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка;
- опытно- экспериментальная деятельность;
- игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- проведение викторины по теме проекта;
- разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике;
- тематические погружения по теме проекта;
- работа с родителями;
- использование ИКТ (видеоматериалов по проблеме ПДД)
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы) - обнаружить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
А) Знание правил дорожного движения;
Б) Проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач) - довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, видеоматериалы, подготовить наглядный, дидактический материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу: Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Основы безопасности для детей дошкольного возраста», Белая К. Ю., «Как обеспечить безопасность дошкольников», Добряков В. А. «Три сигнала светофора», Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено», Рубляк В. Э. «Мы по улице идем», Степанкова Э. Я. «»Дошкольникам о правилах дорожного движения» и др.
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание – дорожные знаки!», «Как вести себя на улице?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- с родителями консультации, буклеты, папки-передвижки, тестирование.
3 этап (работа над проектом)
- организовать работу по решению задач проекта через:
1. Непосредственно-образовательная деятельность («Познакомьтесь – дорожные знаки!», «Осторожно, дорога!», «Правила для пассажиров», «Транспорт на улицах поселка».
2. Художественное творчество:
- Рисование: «Наш друг – светофор», «Придумай новый дорожный знак», «Я и дорога».
- Лепка: «Светофор для пешеходов», «Постовой».
- Аппликация: «Дорожный знак», «Пешеходный переход».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
- «Мишка на велосипеде вышел погулять», «Представьте себе…»,
«Будь внимателен!», «Пешеходы и автомобилисты», «Помоги Степе перейти дорогу».
4. Чтение художественной литературы.
- Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Сетофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков с. «Дядя Степа», «Моя улца», «Три чудесных цвета», «Скверная история», Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хроманек Д. «Перекресток» и др.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка, наблюдения за движением пешеходов и транспорта в условиях улицы: разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание альбома «Участники движения», «Дорожные знаки», картинки (наборы по ПДД).
7. Просмотр обучающих мультфильмов для детей:
«Правила дорожного движения для детей», «Уроки тетушки Совы», «Дорожные знаки для детей», и др.
8. Опытно-экспериментальная деятельность.
9. Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Разложи правильно», «Светофор», «»Узнай по описанию», «»Виды перекрестков», «Расставь правильно», «Я начну, а ты продолжи».
Подвижные: «Ехала машина – стоп!», «Три сигнала», «Пешеходы и автомобилисты».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Участник движения», «На вокзале».
11. Отгадывание загадок.
12. Проведение викторины «Знатоки дорожных правил»
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если оказался на улице один?», «Я и мой велосипед!.
14. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС.
15. Работа с родителями:
- консультации «Ребенок на дороге», «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения?»;
- размещение информации в родительском уголке: «Папка -передвижка по теме «Дети и дорога», «Это нужно знать!», буклеты «Будьте примером для вашего ребенка», «Полезные советы»;
- выставка рисунков «Мы – пешеходы!»
15. Проведение мероприятия «Почетный пешеход» - закрепить знания и навыки детей о ПДД в процессе информационно-спортивного мероприятия.
4 этап (презентация) - провести викторину «Я знаю все!»
- представить продукт проекта – макет улицы.
- условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно педагогическим коллективом и родителями;
- реализован перспективный план работы с воспитанниками старшей группы и их родителями в рамках ознакомления детей с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставлена новая цель педагогического проекта;
- по итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
Полученные результаты:
В ходе реализации проекта выдвинутая ранее гипотеза относительной динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из-за возрастных особенностей детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям, были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
1. Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Основы безопасности для детей дошкольного возраста»;
2. Белая К. Ю., «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В. А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»;
7. Степанкова Э. Я. «»Дошкольникам о правилах дорожного движения»;
8. Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «Мы по улице идем»;
9. Правила дорожного движения для детей (https://www.youtube.com/watch?v=chcd9vZcDJw);
10. «Уроки тетушки Совы» (https://avtoline-nsk.ru/c/multfilmy-po-pdd);
11. «Дорожные знаки для детей (https://sites.google.com/site/skolasvetofornyhnauk/metodiceskie-materialy).[/
h3][/b]