Климентьева Елена Викторовна
Педагогический проект для детей ЗПР «Играем в сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ ДЕТСКИЙ САД 5 "ОЛИМПИЯ"
Педагогический проект
для детей с ЗПР «Играем в сказки»
Проект разработали педагоги
группы №2
Климентьева Е. В. – воспитатель
Буянова И. Н. – воспитатель
Завгородняя О. И. –логопед-дефектолог
г. Волгоград
2021 г.
Назначение проекта :
Проект раскрывает эффективные формы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности детей.
Публикация «Педагогический проект для детей ЗПР „Играем в сказки“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Игры для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Проект направлен на тесное сотрудничество детей, родителей и ДОУ и
способствует развитию дете и делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями.
Актуальность проекта :
Сказка- необходимый элемент в жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат детей доброму отношению к людям, животным, учатся волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого. Из сказок дети черпают множество познаний. Приобщение детей к сказке совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке.
Вид проекта :
Образовательный, творческий, игровой.
Срок реализации проекта :
Долгосрочный (декабрь 2020 – май 2021г.)
Участники проекта : дети с ЗПР, педагоги группы, родители.
Цель проекта :
Создание условий для приобщения к совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Развитие творческого потенциала.
Задачи проекта :
Развивающие:
1. Развивать у детей с ЗПР интерес к театрализованной деятельности,
2. Развивать средствами детского театра эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка
Образовательные:
1. Знакомить с театральной терминологией, видами театра;
2. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи
Воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки)
Здоровьесберегающие:
1. Обеспечивать эмоциональную комфортность и позитивное, психологическое самочувствие ребенка, снимать зажатость и скованность, повышать самооценку.
В работе по театрализованной деятельности нами использованы разнообразные педагогические технологии, методы и приемы, различные интересные формы проведения мероприятий, где педагоги, дети и их родители являлись равноправными участниками.
Основные современные образовательные технологии, которые мы использовали при реализации проекта для детей с особенностями в развитии:
1. личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми : в группе созданы условия для раскрытия и развития интеллектуального, творческого и физического потенциала детей с ЗПР в том числе в театрализованной деятельности;
2. игровая: применение этой образовательной технологии в реализации проекта способствовало повышению познавательного интереса, развитию памяти, мышления и внимания, что позволило сделать ребёнка более активным, эта технология способствовала развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков детей с ЗПР;
3. здоровьесберегающая: физическое здоровье ребенка с ЗПР неразрывно связано с психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Упражнения, игры, направленные на сохранение и приумножение здоровья детей с ЗПР, интегрировано включены в образовательное пространство группы и нашли свое отражение в плане по реализации проекта по театрализованной деятельности;
4. развивающего обучения: реализация проекта ориентирована на потенциальные возможности ребенка с ЗПР, на подготовку детей к самостоятельному применению полученных знаний по теме проекта, поиску нового;
5. технология сотрудничества: позволила обеспечить комфортное, бесконфликтное развитие личности ребёнка с ЗПР, подключить к работе над проектом родителей.
Во время реализации проекта в большей мере использовались самые оптимальные педагогические методы и приемы для работы с детьми с ЗПР:
1. словесный: вопросы, объяснения, беседы были хорошо продуманы и четко сформулированы для понимания детьми с ЗПР. Часто использовались одноступенчатые инструкции. Рассказы лаконичны, четки, эмоциональны и выразительны.
2. наглядный: виртуальные экскурсии в театр и за кулисы, ознакомление с помощью иллюстраций, схем – применялись как целенаправленное восприятие мира театра (театральной терминологией, театральными профессиями и т. д.) Ребенок знакомился с изображением только того предмета, который рассматривался на определенном этапе, остальные не показывались. Используемые схемы, иллюстрации и весь демонстрационный материал были предельно четкими и доступными пониманию. Наглядный метод оказался очень действенным в работе с детьми с ЗПР для усвоения знаний по теме проекта.
3. Практический: практические упражнения, продуктивные работы, игры – драматизации, театральные постановки с использованием различных видов театра. В работе с детьми с ЗПР наиболее эффективны упражнения и дидактические игры, игры – драматизации, пантомимы, это обусловлено слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. С помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигалось овладение определенными знаниями.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность для всестороннего развития ребенка.
Но, самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности и межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Диагностируя уровень способностей детей эмоционально откликаться на прочитанные произведения, заучивать стихи, пересказывать короткие сказки и рассказы, а также проявлять активность в создании театрализованной постановки, мы увидели, что дети малоактивны, плохо запоминают материал, легко отвлекаются, имеют низкий уровень познавательной активности. Пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, речи, психических процессов, творческой самостоятельности, обогатить жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями.
Проблема состоит в том, что для участия в самостоятельной театрализованной деятельности, мы увидели, что дети нашей группы неспособны понимать и инсценировать эмоциональное состояние литературного героя, другого человека, слабо проявляют интерес к самостоятельной театрализации из-за недостаточных знаний о различных видах театра, у большинства детей с ЗПР отсутствует художественное воображение.
В результате наших наблюдений мы выяснили:
1. Театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
2. Для всестороннего развития ребенка с ЗПР важно развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка – средствами театра.
3. Поводом для разработки и реализации проекта «Играем в сказки» послужила выявленная проблема. В данном проекте мы представляем комплекс мероприятий для всестороннего развития детей с ЗПР в театрализованной деятельности.
Структура работы по организации театрализованной деятельности
Содержание
Время проведения в режиме дня
Технологии
Методы
Формы
1
2
3
4
5
Ознакомление с миром театра
вторая половина дня
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Словесный, наглядный
Беседа «Театр начинается с вешалки», виртуальная экскурсия по театру
Показ сказки «Теремок»
вторая половина дня
Игровая
Словесный, наглядный, практический
Театрализованная постановка сказки с использованием игрушек Би-Ба-Бо, беседа
Развитие эмоций, пантомима
Индивидуальные занятия в течение дня, во время игр-драматизаций
Игровая
Словесный, наглядный, практический
Игра (дидактическая, словесная)
Профилактика нарушений зрения
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, релаксация, во время СОД, во время прогулки
Здоровьесберегающая
Словесный, наглядный, практический
Выполнение упражнений по образцу
Развитие речевого дыхания
Во время утренней гимнастики, во время СОД по ЗКР
Здоровьесберегающая, развивающего обучения
Словесный, наглядный, практический
Речевые игры и упражнения
Драматизация сказки «Теремок»
Во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности
Игровая
Словесный, наглядный, практический
Беседа, театрализованная постановка с использованием теневого театра
Развитие выразительности исполнительского мастерства
Утренний отрезок времени, индивидуальная работа
Здоровьесберегающая
Словесный, наглядный, практический
Пантомимы, этюды, игры-забавы
Составление сказочного героя с помощью танграма
Во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности, во время СОД по ФЭМП
ТРИЗ, развивающего обучения
Словесный, наглядный, практический
Беседа, выполнение заданий по образцу
Консультирование родителей
В течение месяца
Технология сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с семьями воспитанников, игровая
Словесный, наглядный, практический
Работа с родителями
Пополнение уголка театрализации
СОД, самостоятельная деятельность
Развивающего обучения
Словесный, наглядный, практический
Рисование конструирование из бумаги, лепка
Лэпбук «Наш театр»
Самостоятельная деятельность во второй половине дня
Игровая, развивающего обучения
Словесный, наглядный, практический
Игра
Интервьюирование
первая половина дня
Игровая
Словесный
Беседа
Система работы по реализации проекта
Этап
Формы работы
1
2
Организационный
1. Мониторинг знаний детей по теме проекта
2. Анализ имеющегося методического и дидактического обеспечения по теме проекта
3. Сбор информации по теме проекта Подбор литературы по теме проекта
Практический
1. Беседы «Театр начинается с вешалки», «Виды театров»
2. Виртуальная экскурсия по театру «Мир театра»
3. Театрализованная постановка сказки «Теремок» с использованием различных видов театра
4. Игры:
Театрализованные игры (пантомимы, этюды, игры-забавы) : «Загадки без слов», «Поиграем – угадаем», «Зеркало», «Телефон», «Крокодил», «Выражение эмоций», «Злюка», «Закончи предложение», «Азбука настроений», «Изобрази…»
Дидактические: «Вспомни или придумай сказку», «Собери картинку», «Театральные профессии», «Виды театров», «Правила поведения в театре», «Танграм»
Игры на развитие грамматического строя речи: «Один – много», «Назови ласково», «Лови и бросай, и персонажа называй»;
Игры на формирование звуковой культуры речи: «Стучалочка, звуки я сказать хочу и по мячику стучу», «Интонационное выделение слова»
Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание: «Испорченный телефон», «Наоборот»
Пальчиковые игры: «Театр тантамарески», пальчиковый театр
5. Рисование «Театральная афиша», по сказке «Теремок»
6. Конструирование из бумаги героев сказки «Теремок»
7. Лепка героев сказки «Теремок»
8. Работа с родителями:
консультация «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности»
буклет «Домашний театр»
викторина «Знатоки театра»
творческая мастерская на дому (пополнение кукольными персонажами различных видов театра уголка театрализации)
Заключительный
Совместный вечер для детей и родителей «Что? Где? Когда?»
Ожидаемый результат проекта :
·Обогащённая среда в группе.
·Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций.
·Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
·Расширение словарного запаса, развитие связной речи.
·Активизация творческих способностей детей.
Активное участие родителей в жизни группы.
Продукт проектной деятельности :
Продуктом педагогического проекта "Играем в сказки " является :
1. Перспективный план работы по реализации проекта
2. Создание условий для развития творческих способностей у детей по средствам приобщения их к театрализованной деятельности при взаимодействии педагогов и родителей.
3. Консультативная деятельность с родителями и цикл консультаций для родителей:
- "Почему дети любят сказки"
- "Театрализованная деятельность в детском саду"
- Родительское собрание на тему: "Роль русской народной сказки в воспитании детей".
Вывод:
Нами был разработан образовательный, творческий, игровой проект «Играем в сказки», целью которого является создание условий для приобщения к совместной театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и взрослых, повышение интереса к театру и театральной деятельности.
Для успешной реализации проекта нами разработана система мероприятий. Учитывая особенности развития детей, были выбраны современные образовательные технологии, с помощью которых задачи проекта были решены. Была создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая позволила детям проявить себя в самостоятельной и совместной с педагогом театральной деятельности. Благодаря родителям театральный уголок нашей группы пополнился новыми куклами, различными видами театров, значительно обогатилась костюмерная и гримерная. Родители принимали активное участие в постановке спектакля.
Подводя итоги работы над проектом, мы провели сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец срока реализации и увидели положительную динамику (высокий и средний показатель возрос, а низкий уменьшился).
Итог:
У детей проявился устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, многие дети стали понимать эмоциональное состояние литературного героя, другого человека, узнают и называют различные виды театров, проявляют активность на всех этапах создания театрализованной постановки. Большинство детей способны самостоятельно организовать игру – драматизацию с использованием различных видов театра. Эти данные позволяют считать, что разработанная нами система работы уместна и может использоваться в дальнейшем.
Используемая литература:
1. Акулова О. "Театрализованные игры"
2. Антипина Е. А. "Театрализованная деятельность в детском саду"
3. Артемова Л. В. "Театрализованные игры дошкольников"
4. Ерофеева Т. И. "Игра драматизация"