нина дубровина
Педагогический проект «Дикие животные и птицы зимой»
▼ Скачать
Проект «Дикие животные и птицы зимой»
для старшей группы.
Тема «Зимовье зверей»
Цель проекта : развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)».
Задачи проекта :
• Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу.
Публикация «Педагогический проект „Дикие животные и птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
• Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
• Развивать познавательный интерес.
• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта : исследовательский- творческий.
Сроки реализации проекта : одна неделя
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Результаты реализации проекта :
1) у детей дошкольного возраста будут сформированы:
• знания о диких животных родного края;
• умения узнавать по описанию;
• умения знать среду обитания;
• осознание приносимой пользы диких животных;
2) будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :
• Кто живет в лесу?
• Как зимуют дикие животные?
Введение
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что одна из задач, которая стоит перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным.
Содержание проекта
План работы с родителями:
- Ознакомительная консультация для родителей относительно назначения проекта (Письмо родителям). (Приложение 1)
- Консультация «Домашнее задание. Дикие животные наших лесов». (Приложение 2)
• Помощь родителей в подборке стихов, загадок, книг о лесных животных
• Помощь в изготовлении атрибуты к подвижным играм
• Разучивание стихотворений с детьми.
Этапы проекта
1. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
В ходе проводимых занятий с детьми, бесед с родителями, просмотра телепередач, чтения литературы, игр, совместно с детьми поставили проблему: «Как живут звери зимой в лесу?». Была выдвинута гипотеза: «Некоторые животные спят, а некоторые животные живут в лесу в своих домиках».
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с детьми поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
• Познакомиться с животными, живущими в нашем лесу.
• Узнать, как они пережидают зиму, чем питаются.
2. Организация исследования в рамках проекта.
• НОД.
• Беседа.
• Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала.
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
Организация исследования в рамках проекта реализовывалось в ходе следующих мероприятий для детей:
1. НОД
• Рассказ воспитателя о диких животных
• «В зимнем лесу»
• «Как животные готовятся к зиме».
• Презентация
2. Чтение художественной литературы:
1. «У страха глаза велики», русская народная сказка.
2. А. Прокопьев «Белка»;
3. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов;
4. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»;
5. В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
6. Н. Сладко «Как медведь сам себя напугал»
7. Русская народная сказка «Два жадных медвежонка»
8. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
9. Г. Скребицкий. «Волчьи хитрости».
10. В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»
3. Дидактические игры:
1. «Кто где живет?»;
2. «У кого какое жилище?»;
3. «Чья мама?»;
4. «Угадай, кто я?»;
5. «Чей след»;
6. «Животные в зимнем лесу» макет;
7. «Собери картинку»;
8. Лабиринт «Чей дом?»;
9. «Чья шубка?»
10. «Чей хвост?»
4. Подвижные игры ежедневно:
1. «У медведя во бору»;
2. «Птицы и лиса»;
3. «Зарядка зверей»;
4. «Зайка беленький сидит»;
5. «Лиса в курятнике»;
6. «Волк и зайцы»;
7. «Белкин дом».
5. Рассматривание ежедневно энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:
1. «Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов;
2. «Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов;
3. «Медведи и их родственники». Б. Стоунхауз;
4. «Волчья стая». Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия.
5. «Лесные убежища». Иллюстрация.
6. «Гиганты леса». Иллюстрация.
7. «Медвежья семья». Иллюстрация.
8. «Лисица и ее семья». Иллюстрация.
9. «Большая книга животных». Энциклопедия.
6. Творческо-продуктивная деятельности (рисование, аппликация, лепка) :
1. «Зайчик зимой» лепка;
2. «Дикие животные в зимнем лесу» раскрашивание раскрасок;
3. «Зимний лес», рисование;
4. «Кормушка и домик для птиц» ручной труд.
7. Театр:
• Драматизация сказки «Рукавичка».
• Настольный театр «Заюшкина избушка».
Содержание этапов проекта
Образовательная область
1. Чтение Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; А. Прокопьев «Белка».
2. Рассматривание картинок с изображением диких животных.
3. Подвижная игра «У медведя во бору»
4. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
5. Свободная деятельность настольный театр «Заюшкина избушка».
Задачи1. Развивать интерес детей к жизни диких животных в зимнее время года.
2. Напомнить детям, какие животные называются дикими?
3. Учим детей имитировать движения медведя, побуждаем к проговариванию слов.
4. Познакомить детей с новой сказкой.
Образовательная область
1. Беседа «Кто живёт в лесу».
Просмотр презентации.
2. Загадывание загадок о диких животных.
3. Дидактическая игра «Кто, где живет?», Макет «Дикие животные зимой» (Приложение № 9)
4. «Птицы и лиса», «Зарядка зверей».
5. Дидактические игры: «Чья шубка?», «Чей хвост?» (Приложение № 9)
Задачи:1. Дать первоначальное представление об обитателях леса. Учить различать животных по внешним признакам. Вызвать интерес к их жизни, чуткое 2. Учить отгадывать загадки, закрепить характерные особенности диких животных. Их внешний вид, особенности образа жизни.
3. Дать детям представление о том, где живут дикие животные, как называется их жилище. (Берлога, нора, дупло….)
4. Учим детей имитировать движения, побуждаем к проговариванию слов.
Образовательная область
1. НОД Лепка «Зайчик зимой» (Приложение № 7)
2. Дидактическая игра «Чей след?» (Приложение №9)
3. Чтение худ. литературы Г. Скребицкий. «Волчьи хитрости».
4. Опыт «Как звери готовят шубку к зиме» (Приложение № 8)
Задачи:
1. Учить рассматривать скульптуру малой формы, выделять основные части, характерные признаки (маленький хвост, длинные уши, лепить предмет по частям, делить столбик пополам и сплющивать.
2. Учить детей по следам оставленными на снегу определять дикое животное.
3. Знакомства с новым произведением.
4. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.
Образовательная область
1. Чтение худ. литературы В. Бианки «Как звери готовятся к зиме» беседа по содержанию рассказа;
2. Раскрашивание раскрасок дикие животные.
3. Дидактическая игра «Скажи ласково», «Назови семью»
4. Драматизация сказки «Рукавичка» (Приложение № 10)
Задачи:
1. Познакомить детей с произведением.
Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные и что зима – для всех трудное время года, что звери по разному приспособлены к жизни в это время.
2. Учить детей узнавать диких животных, во время закрашивания выделять их характерные особенности.
3. Учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности, ласкательными.
Образовательная область
1. НОД – «Дикие животные и птицы зимой» (Приложение № 11)
2. Настольно – печатные игры «Чей детеныш?», театр «Три медведя», домино «Лесные жители». (Приложение № 9)
3. Чтение художественной литературы. Сказка «Два жадных медвежонка»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными и птицами, уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой.
2. Познакомить детей с детенышами диких животных, учить правильно их называть, закрепить обобщающее понятие «дикие животные»
3. Знакомство с новой сказкой. Беседа по содержанию.
Вызвать интерес у детей к совместной деятельности с родителями
Презентация проекта :
• Итоговая НОД «Дикие животные и птицы зимой»(Приложение№ 11)
Вывод:
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизни животных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать животных. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных, дидактическими играми: «Чей след?», «Чья шубка?», «Чей хвост?»; макетами: «Дикие животные зимой», «Покормите птиц зимой», «Каких птиц видели на прогулке?»; театром «Зимовье зверей», «Рукавичка»; костюм Старичок - Лесовичок.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Заключение
По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса.
Перспектива: в дальнейшем у детей должно сложиться представление о роли человека в заботе о животных, дети уже узнали кто такой егерь и должны узнать, что такое заповедник.
Приложение№ 3
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной «Дикие животные».
Вводная часть
Ходьба обычная в прямом направлении, на носочках. Бег трусцой друг за другом, с выбрасыванием прямых ног вперед. Ходьба обычная. Построение в три колонны.
Основная часть.
Упражнение «Ловкая лиса»
И. П. : основная стойка.
1 – наклонить голову вправо, руки на пояс.
2 – вернуться в исходное положение.
З – наклонить голову влево, руки на пояс.
4 - вернуться в исходное положение. 6 раз.
Упражнение «Шустрый заяц»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх.
1-наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны.
2- вернуться в и. п. 7 раз.
Указания детям «При наклонах в коленях не сгибать»
Упражнение «Быстрый волк»
И. п. : основная стойка, руки на поясе.
1 – поднять правую ногу вперед.
2- махом отвести правую ногу назад.
3- снова поднять вперед правую ногу.
4 – вернуться в и. п.
Повторить действия другой ногой. Повторить 4 раза.
Упражнение «Полюбуемся зверями»
И. П. : ноги вместе, руки опущены.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Повторить 6 раз.
Упражнение «Ловкая лисица»
И. п. : стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.
1-2- выгнуть спину, опустить голову.
3-4- вернуться в и. п. Повторить 6 раз.
Указания детям: «Сильно выгибайте спину».
Упражнение «Неуклюжий медведь»
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – повернуться на правый бок, прижать ноги к животу.
2- вернуться в и. п.
3- повернуться на левый бок, прижать ноги к животу.
4 – вернуться в и. п. 4 раза.
Указания детям: «Сильно прижимайте ноги к животу».
Упражнение «Мы рады зверям»
И. п. : основная стойка.
Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой.
Повторить 3 раза по 20 подскоков.
Заключительная часть.
Перестроение в колонну по одному.
Бег за направляющим в быстром темпе по кругу (20сек.).
Ходьба обычная (30сек.).
Приложение № 4
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).
Приложение № 6
Пальчиковая игра «Встреча в лесу»
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
-Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой, затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Приложение №7
Конспект непосредственно образовательной деятельности лепка в старшей группе "Зайчик зимой"
Цели:
Творчество: Упражнять в умении делить пластилин на части, скатывать, примазывать детали, передавать характерные особенности строения зайчика, пропорции.
Познание: Уточнить, что заяц - дикое животное. Зимой меняет серую шубку на белую.
Коммуникация: Развивать речь, запомнить слова игры "Зайка белый умывается".
Социализация: Воспитывать настойчивость к достижению цели. Расширить знания детей о диких животных. Поощрять личное творческое начало.
Здоровье сберегающие: Физминутка, подвижная игра "Зайка белый умывается".
Материал: Картины из серии "Дикие животные", шапочка зайчика для игры, полянка снежная с елочкой. Стихотворение иллюстрированное А. Барто "Дело было в январе". Образец игрушки зайчика, белый пластилин, салфетки, дощечки, вода.
Ход занятия:
I. Воспитатель предлагает назвать животных, которые живут в лесу, просит отгадать загадку:
По лесочку прыг - прыг,
По снежочку тык - тык. (заяц).
II. Рассматривают игрушку зайчика, картину с изображением зайцев, характерные особенности строения животного, показывает детям последовательность лепки: размягчение пластилина, деление пластилина на части, как лепить (раскатывание, скатывание, расплющивание, примазывание).
III. Пальчиковая гимнастика:
- Под высокою сосной сидит заинька косой
- Под другою сосной сидит заинька другой.
IV. Самостоятельная работа. Помощь воспитателя.
V. Создать лесную поляну, обыграть поделки.
VI. Подвижная игра "Зайка белый умывается".
Зайка белый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл ухо, вытер сухо,
Вымыл хвостик и попрыгал в гости.
VII. Итог занятия. Полюбоваться зайчикам на полянке.
Приложение № 8
Опыт «Как звери готовят шубку к зиме»
Цель. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.
Материал. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из теплой и тонкой ткани и меховые, кора деревьев.
Ход:
Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом).
Воспитатель: что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки?
Дети: отрастить новую, пушистую.
Рассматривают старый и новый мех. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой.
Воспитатель: откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?
Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски).
Приложение № 5
Сценарий сказки «Зимовье зверей»
Звучит музыка «Приходите в гости к нам»
Рассказчик:
Внимание, внимание!
Всех прошу затаить дыхание,
На радость всем и удивление,
Мы начинаем представление!
Жил –был бык,
Бык как бык,
Ходил гулять по полям, по лугам.
Ел травущку-муравущку,
Ходил на водопой.
В общем жил не тужил.
Бык:
Вот и лето прошло,
Осень наступила.
Стало холодать,
где теперь тепла искать (отошел в сторону)
(ПОДХОДЯТ ДРУГ К ДРУГУ)
Бык:
-Здравствуй баран!
-Здравствуй бык!
- Куда идешь?
-От зимы лета искать!
Пойдем вместе
Бык и Баран:
-Здравствуй свинка!
-Здравствуйте!
-Куда идешь?
-От зимы лето ищу,
-Пошли с нами!
ВЫХОД ГУСЯ И ПЕТУХА.
Бык, Баран и Свинка:
-Здравствуйте, куда идете?
От зимы лета искать!
Пошли с нами!
ВЬЮГА. музыка №6
Бык.
Братцы, время наступает холодное,
О зиме подумать надо!
Баран.
- у меня шуба теплая.
Свинка.
- для меня хоть какие морозы, зароюсь в землю и мне тепло!
Гусь и Петух (одновременно)
- А Я сяду на середине ели, одно крыло постелю, другим накроюсь!
-разве и у меня своих крыльев нет! (Все побрели кто куда)
БЫК ВЗЯЛСЯ ДОМ СТРОИТЬ
Бык.
- Ну ладно буду один дом строить (взял инструменты, бил колотил да выстроил)
Бык.
Вот и славный дом готов!
Не почем морозец лютый,
В доме мне тепло уютно (зашел в дом)
ВЬЮГА ВСЕ ЗАДРОЖАЛИ.
Баран, Свинка, Гусь, Петух. (идут дрожат, стучат в дверь)
-Очень холодно хочется погреется! Пусти бык погреется!
Бык: Кто там?
-Не пущу, у тебя шуба теплая-показывает на петуха
А ты в землю зароешься, и так перезимуешь! (на свинку)
У вас же крылышки есть, на одно ляжете, другим прикроетесь, вот и тепло Вам!
Баран, Свинка, Гусь, Петух:
-Пусти, а то совсем замерзнем!
Бык:
Жалко мне вас, заходите!
Расказчик:
Пожалел бык своих друзей и впустил в свой дом жить!
Дружно, весело живут,
Вместе все в одной избушке.
Пироги пекут, да песни распевают
НО УСЛЫШАЛА ИХ ЛИСА И ЗАТЕЯЛА НЕ ДОБРОЕ
ВЫХОД: ЛИСЫ, ВОЛКА И МЕДВЕДЯ
Лиса:
-здравствуйте любезные куманьки!
Волк и Медведь:
-Здравствуй лиса!
Лиса:
-Нашла Я для Вас еду, для тебя медведь (шепчет на ухо) быка, для тебя волк –
Барана, а для себя Петушка (гладит себя по животу)
Медведь:
Ох, хорошо кума, мы тебе этого никогда не забудем!
(идут к домику)
Лиса:
Вот и домик! Большой бык тебя ждет Миша, иди к дому первый!
(Медведь подходит к дому, а из дома как бык выскочит, рога растопырив! Медведь зашел с другой стороны дома, на него баран с рогами как выскочит! Да петух как в лоб клюнет)
Медведь:
Чтобы не было нам худо поскорей бежим отсюда!
(убежали)
Звучит музыка начала№1
Расказчик:
С той поры спокойны звери,
Не стучаться злые звери.
Всем друзьям напомнить нужно,
От беды спасает дружба!
ПЕСНЯ «ДРУЗЕЙ»
Приложение №10
Драматизация сказки «Рукавичка»
Основные цели и задачи драматизации:
• Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев сказки мимикой, жестами, интонацией.
• Учить имитировать характерные действия персонажей сказки, сопровождая речью.
• Вызывать желание детей играть роли в масках и костюмах, выступать перед своими сверстниками.
• Развивать речь, интонацию, мышление.
• Воспитывать дружеские отношения, умение действовать согласованно.
Список используемой литературы
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/ Д: Феникс, 2010 -251с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики. Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. 6 КАРО. 2007.
5. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Интернет источник: https://kladraz.ru/blogs/lyudmila-pavlovna-baskakova/konspekt-nod-dikie-zhivotnye-zimoi.html