Курникова Ирина
Педагогический проект «Чудо-пуговичка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Чудо-пуговичка»
Информационно - практико - ориентированный проект
(Проект по развитию творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук)
Предмет исследования: Пуговицы
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители
Продолжительность: Краткосрочный (пять недель)
Публикация «Педагогический проект „Чудо-пуговичка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Понятие «творчество» имеет многозначный характер. Творчество понимается, как деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся оригинальностью и неповторимостью.
У детей в возрасте от 3 до 6 лет только начинают развиваться воображение и фантазия, которые ребенок должен правильно применить.
Детское творчество - явление уникальное. И нам, педагогам, нужно помочь детям видеть всю красоту окружающего мира. Дети смогут ярче передавать всё увиденное в своих работах. Большое значение для формирования и развития творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.
Развитие творческой личности является основной проблемой в современной педагогике, а так же является одной из целей воспитания дошкольников.
В наше время государство требует от педагогов свободного владения современными образовательными технологиями, направленными на развитие способностей детей к творческой деятельности.
Ребёнок по своей природе является исследователем мира, в который он пришёл, его красоты и разнообразия.
Существует множество педагогических технологий. Но меня заинтересовала технология проектной деятельности, потому что она является одним из методов развивающего обучения. В ходе реализации проекта ребёнок приобретает не только знания, которые становятся достоянием его личного опыта, развиваются творческие способности, мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи дошкольников.
В дошкольном образовании главное, чтоб ребенок развивался творчески, был изобретательным, креативным, предприимчивым и решительным.
Актуальность моей работы состоит в том, что в ходе проектной деятельности у детей развивается познавательный интерес, самостоятельность, творческие способности и мелкая моторика пальцев рук.
В век компьютерных технологий сильно снизился интерес детей ко многим видам детской деятельности, будь то творческая, познавательная или игровая деятельность. Это отражается и на уровне развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, творческих способностей. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - это игра, в ходе которой ребёнок накапливает опыт. Играя, дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. В игре и труде ребёнок учится детской самостоятельности, творческой активности. Игра и труд должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для развития речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Цель проекта : заинтересовать детей многообразным рукотворным миром, расширить представление детей о целесообразности создания человеком предмета (пуговицы) для использования её в качестве застёжки для одежды и показать, что пуговицы можно использовать не только в качестве застёжки, но и делать из них уникальные поделки и аппликации, развивая тем самым не только творческие способности, но и мелкую моторику рук.
Задачи проекта :
- развитие у детей познавательного интереса к истории пуговиц;
- развитие творческих способностей, потенциала каждого ребёнка и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через создание поделок из пуговиц;
- развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников и их родителей;
- воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов для совершенствования творческих способностей, развития мелкой моторики пальцев рук. Но способность увидеть необычное в обычных вещах, найти нестандартное применение тому, что стало привычным и обыденным, является одним из способов развития креативности у детей.
Дети в возрасте от 4 до 6 лет очень любознательны, поэтому в проекте дети не являются пассивными слушателями и исполнителями, а полноправные участники.
Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое пуговиц. В ходе проекта родители проявили активное участие в поисках информации об истории пуговиц, сочинении сказок о пуговицах (вместе с детьми, оформлении книжки –малышки, в выполнении творческих работ из пуговиц. Предоставленную родителями информацию, дети, с моей помощью, проанализировали и принялись за создание альбома «Всё о пуговицах»
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Рождение проблемы
Сюрпризный момент (в группу пришла посылка с пуговицами разных видов).
После рассматривания пуговиц у нас возникли вопросы:
- как появилась первая пуговица?
- пуговицы используют только в качестве застёжки или их можно использовать как материал для творчества?
Мы с детьми решили, что нужно найти ответы на поставленные вопросы, использовав всевозможные источники.
Поиск способов решения проблемы.
Расположившись поудобнее, мы обдумали данную проблему, и решили, что информацию о пуговицах можно узнать в библиотеке, интернете, но с помощью родителей. Пока дети и родители искали информацию о происхождении пуговицы в интернете и библиотеке, я начала подбирать методическую и художественную литературу по теме проекта, наглядные пособия, пополнили книжный уголок литературой, в которой упоминается пуговица (Г. Шалаев «Потерянная пуговица», В. Осеева «Пуговица», подготовила картотеку стихов, сказок, пословиц и поговорок о пуговицах, презентацию на тему: «Как появилась пуговица?», подобрала мультфильм: «Как появилась пуговица?», подобрала материал для дидактических игр «Подбери пуговицу» (развитие воображения, чувства цвета, формы, умение подбирать пуговицы к разным видам одежды, «Дорисуй» (развивать воображение, эстетический вкус, «Нарисуй пуговицу» (составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине,«Найди пару», «Сортировка», «Повтори ряд», «Запомни и повтори», «Построй башню», «Передай, не роняя», «Ориентирование в пространстве», «Посчитай», «Выложи узор» (развитие у детей логического мышления, внимания, эстетического восприятия, внимательного отношения к совместной деятельности, «Волшебный мешочек» (составление описательных рассказов о пуговицах). Подобрала речевые упражнения – «Опиши», «Подбери и расскажи», «Придумай сказку». Подготовила материал консультации для родителей на тему «Роль пуговицы в развитии детей дошкольного возраста», создала альбом «Поделки из пуговиц».
2. Основной этап.
На этом этапе осуществлялась совместная деятельность воспитателя (меня) и детей с учетом образовательных областей и интеграции детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. В ходе совместной деятельности, после того как дети принесли информацию о пуговицах, мы вместе с детьми проанализировали её и принялись за создание альбома «Всё о пуговицах», после чего, мной была проведена беседа «О чем может рассказать пуговица», а так же, просмотрев презентацию по теме «Как появилась пуговица?», воспитанники познакомились с историей происхождения пуговиц, из чего их изготавливают, какие виды пуговиц бывают.
В процессе реализации проекта :
Разучили с детьми пословицы и поговорки о пуговице, загадывали загадки о пуговице. Использовали дидактические игры: «Подбери пуговицу» (развитие воображения, чувства цвета, формы, умение подбирать пуговицы к разным видам одежды, «Дорисуй» (развивать воображение, эстетический вкус, «Нарисуй пуговицу» (составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине,«Найди пару», «Сортировка», «Повтори ряд», «Запомни и повтори», «Построй башню», «Передай, не роняя», «Ориентирование в пространстве», «Посчитай», «Выложи узор» (развитие у детей логического мышления, внимания, эстетического восприятия, внимательного отношения к совместной деятельности, «Волшебный мешочек» (составление описательных рассказов о пуговицах, речевые упражнения – «Опиши», «Подбери и расскажи», «Придумай сказку». Вместе с детьми играли в такие сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Модный салон». Обыграли сказку «Принцесса Пуговка».
В ходе реализации проекта я провела консультацию для родителей на тему «Роль пуговицы в развитии детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ. Так же объявила родителям и детям о выставке совместных детско-родительских работ на тему «Чудо-пуговка» (поделки и аппликации с использованием пуговиц, привлекла родителей к пополнению группового мини-музея «Чудо –пуговка».
Для лучшего усвоения материала по выбранной теме мной был использован просмотр и обсуждение мультфильма: Печаль из мультика Головоломка «Откуда появились пуговицы», познакомила детей со сказкой Г. Шалаева «Потерянная пуговица», В. Осеевой «Пуговица».
В ходе художественно-эстетической деятельности из пластилина вылепили пуговицы разных форм, цветов и размеров, нарисовали красками пуговки. Выполнили коллективные работы с использованием пуговиц «Волшебное деревце», «Ваза с цветами», «Совушка».
В ходе экспериментальной деятельности закрепили знания детей о разных материалах, из которых изготовлены пуговицы, сравнили качества пуговиц, использовав такие игры-эксперименты как: «Что из чего?», эксперименты с водой «Тонет не тонет», эксперименты с магнитом «Притягиваются магнитом или нет?». Создали альбом «Всё о пуговице», подобрали необычные пуговицы для создания мини-музея.
3. На заключительном этапе проекта прошла выставка совместных детско-родительских работ на тему «Чудо-пуговка» (поделки и аппликации с использованием пуговиц) был создан мини-музей «Чудо-пуговка», картотека загадок, пословиц и поговорок по данной теме, картотека развивающих игр с использованием пуговиц, книжки -малышки о пуговицах, альбом «Всё о пуговицах». В рамках проекта в группе была создана коллекция пуговиц. Полученную коллекцию я планирую использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
После проведения проекта я могу с уверенностью сказать, что, если в работе с детьми использовать нетрадиционные для творчества материалы, то у детей эффективнее развиваются воображение, креативность, творческие способности, мелкая моторика пальцев рук, воспитывается усидчивость и аккуратность. После реализации данного проекта у воспитанников заметно повысилась познавательная активность. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. В связи с этим обогатился словарный запас.
Заинтересованное отношение родителей к теме нашего проекта помогло не только в поисках истории происхождения пуговицы, но и в изготовлении книжек – малышек по придуманным сказкам о пуговицах, изготовлении интересных поделок, а так же данный проект помог сблизиться детям и родителям.
Мой проект научил тому, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.