Вера Крутина
Педагогический проект «Бумажные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 34» ДО «Крепыш»
Педагогический проект для детей старшей группы
на тему:
«Бумага своими руками – решение экологической проблемы»
Подготовили:
воспитатели МБОУ «ЦО № 34»
ДО «Крепыш»
Крутина Вера Владимировна
Зараева Нина Васильевна
2016
Тула
Актуальность проекта :
Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля и небо чистым быть.
А землю эту, не щадя, терзал за веком век,
Публикация «Педагогический проект „Бумажные истории“» размещена в разделах
И брал всё только для себя «разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты, разумный человек!
А. Андриянов.
Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.
Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.
Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей и задала вопрос: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Чтобы найти все ответы, было решено помочь детям: в интересной и увлекательной форме рассказать о происхождении и роли бумаги в жизни человека.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.
Современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека познание всей глубины и разнообразия окружающего мира, невозможно сформировать не потребительское, а созидательное отношение.
Бумага – предмет знакомый дошкольникам, каждый день они с ним сталкиваются. Это доступный и универсальный материал, который так доступен детям. Они работают с ним, не задумываясь о свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека, о необходимости рационального использования бумаги в целях предотвращения экологических проблем, о которых мы все чаще слышим от специалистов.
Тетради, книги, салфетки, рекламные листовки, упаковка для всевозможных товаров – все это сделано из бумаги.
В своем проекте мы хотим познакомить детей с историей возникновения бумаги, как ее изготавливали наши древние предки и каков уровень современных технологий изготовления бумаги.
Очень скоро в нашем мире может возникнуть экологическая проблема. Ведь деревья, не восстанавливаются с такой же скоростью, с какой мы не задумываясь, тратим бумагу для своих нужд. Поэтому сегодня очень актуальна проблема вторичной переработки бумажного сырья.
Бумага своими руками. Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом мы задались в своей работе. Знакомя детей с научной и художественной литературой по данной теме, занимаясь с детьми опытно – экспериментальной работой были изучены различные способы изготовления бумаги в домашних условиях.
Цель проекта : Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Задачи проекта :
1. Расширить представления детей об экологических проблемах в нашей стране.
2. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
3. Познакомить с технологиями производства бумаги в прошлом и в настоящем;
4. Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;
5. Научиться применять вторичное сырьё в декоративно – прикладном творчестве;
6. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе совместной деятельности;
7. Пополнить предметную среду группы (зону экспериментирования) новыми образцами бумаги;
8. Организовать сотрудничество с родителями; оказывать родителям содействие в развитии познавательных процессов у детей.
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива : интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.
Тип проекта :
• По доминирующей в процессе деятельности – познавательный, социальный, творческий.
• По времени – краткосрочный (16.09.2016. - 30.09.2016.)
• По характеру контактов – в рамках ДОУ.
• По характеру участия детей в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, старший воспитатель, педагог – психолог.
Ресурсы:
Материально – технические: Слайды «Из чего и как делают бумагу?» (презентация); альбом, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, бумага для принтеров, кофе, чай, молоко (для состаривания бумаги, пена для бритья, краска акриловая, фотоаппарат, проигрыватель дисков, компьютер. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и подготовки к НОД.
Учебно – методические: Научная литература: Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках: «Как появилась бумага?», «Из чего делают книги?»», А. Ликум «Все обо всем: «Кто изобрел бумагу»». Стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги», С. Маршак «Чистый лист» А. Симоненкова «Город Оригами», Н. А Колесова «Простой листок бумаги»
Наглядные пособия: сюжетные картинки по теме «Бумажные истории», информационная папка «Волшебница бумага», презентация «Из чего и как делают бумагу?»
Методические пособия:
1. Аким, Э. Л. Обработка бумаги текст. /Э. Л. Аким. -М., 1979.
2. Бумага своими руками _ Страна Мастеров. mht
3. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов / Г. Веччионе. – М., 2004.
4. Фляте, Д. М. Свойства бумаги текст. /Д. М. Фляте. – 2-е изд., М., 1986.
5. hobby-books.blogspot.com
6. jorigami.narod.ru
7. www.maam.ru
8. nsportal.ru
9. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников».
10. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины».
11. Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге».
12. А. И. Шапико «Секреты знакомых предметов. Бумага».
13. Энциклопедия «Вопросы и ответы».
14. https://allforchildren.ru/why/how45.php
Формы работы над проектом : НОД, беседы с детьми, конструирование из бумаги, художественное творчество, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, фото, работа с родителями с целью создания лэпбука «Волшебный мир оригами»
Продукты проекта для педагогов, детей и родителей:
Для педагогов – Презентация «Из чего и как делают бумагу?» на педсовете
Выступление на семинаре «Работа с экологическими проектами»
Для детей: – Презентация «Из чего и как делают бумагу?», выставка работ, выполненных из бумаги. Использование бумаги в декоративно – прикладном творчестве.
Для родителей: Участие в создании альбома «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».
Ожидаемые результаты:
В отношении детей:
1. Дети осознанно поняли экологическую проблему о необходимости вторичной переработки бумаги.
2. Расширены и систематизированы знания об истории возникновения бумаги, способах ее переработки, использовании в декоративно – прикладном творчестве.
3. Сформировано бережное отношение к природным ресурсам, желание сохранять и приумножать природные богатства родного края.
4. Усвоен алгоритм создания проекта, сформировано умение представлять творческий продукт коллективной, индивидуальной деятельности.
Педагогов :
1. Пополнена методическая копилка ДОУ.
2. Повышение профессиональной компетенции педагога при реализации проекта (работа с электронными ресурсами, презентация проекта для педагогов дошкольных отделений, активизирована работа с родителями).
3. Обогащение методических приемов, средств и форм работы с детьми и родителями по ознакомлению с историей создания бумажного производства в России и за ее пределами, в вопросах ознакомления с методами и приемами создания декоративной бумаги.
Родителей:
1. Повышение качества работы с родителями в вопросах экологического воспитания детей дома,
2. Активная позиция семьи по решению вопросов вторичной переработки бумаги.
Этапы реализации проекта :
1. Накопительный
Воспитатели С детьми С родителями
1. Выбор темы, определение целей и задач,
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т. п.);
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.
1. Уточнение представлений детей о бумаге, о важности переработки бумажных отходов.
2. Постановка экологической проблемы: «С какими проблемами сталкивается современное общество?», «Как мы можем помочь в решении экологических проблем?», «Какие способы переработки бумаги вы знаете?»
3. Рассматривание картинок на экологическую тематику.
4. Беседы.
5. Чтение х/л и научной литературы 1. Выявить мнение родителей о важности для ребёнка экологической проблемы «Вторичная переработка бумаги».
2. Рассматривание вопросов ознакомления детей с этапами возникновения бумажного производства.
4. Оказание помощи в подборе материала для лэпбука.
2. Практический
Воспитатели С детьми С родителями
1. Оформление папки «Волшебница бумага».
2. Презентация проекта на педсовете, семинаре.
3. Проведение мастер – класса с педагогами ДОУ «Изготовление бумаги» Проведение бесед, НОД, экспериментирования, работа с иллюстрациями, творческая деятельность. 1. Оформление уголка для родителей «Искусство оригами»
2. Консультация для родителей «Как мы можем помочь планете?»
3. Социологический опрос для родителей на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС в четырех образовательных областях:
Познавательное развитие: НОД беседа на тему «Вторичное использование бумаги»; (опытно – экспериментальная работа) на тему: «Виды бумаги и ее назначение»; «Исследование свойств бумаги»
Художественно – эстетическое развитие:
Конструктивно – модельная деятельность «Подарок для друга своими руками», «Цветы осени»; аппликация с использованием обрезков журналов в технике контурной мозаики «Осенний лист»
Беседы с детьми о бумаге, ее свойствах и разновидностях, о бережном отношении к природным ресурсам.
Дидактические игры «Сделай сам», «Бывает, не бывает»
Речевое развитие:
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Бумажные истории», чтение художественной и научной литературы, заучивание стихотворений.
Пальчиковая игра «Осень».
Японская пальчиковая гимнастика с карандашом.
Социально – коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров и подарков», «Едем отдыхать на природу».
Совместная деятельность воспитателя и детей в течение дня по изучению свойств бумаги, технологий изготовления бумаги в домашних условиях, помощь воспитателю в подготовке опытов с бумагой
Целевая прогулка «Прогулка к дереву»
Продолжение работы по вторичному использованию бумаги в домашних условиях совместно с родителями.
3. Заключительный
Воспитатели С детьми С родителями
1. Оформление выставки детских работ «Подарок для друга своими руками»,
2. Обмен опытом на педсовете, презентация реализации проекта.
Проведение мастер-класса.
3. Выступление на семинаре по защите экологического проекта «Бумага своими руками – решение экологической проблемы». Организация и проведение опытов с бумагой, изготовление бумаги своими руками в домашних условиях, изготовление декоративной бумаги различными способами.
1. Оформление лэпбука «Волшебный мир оригами»
2. Альбом «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».
3. Благодарственные письма за активное участие, помощь в реализации проекта, работе с детьми.
Связь со специалистами:
Старший воспитатель – проводит консультации, дает методические рекомендации для воспитателей, обеспечение материально – техническими и учебно – методическими ресурсами.
Результативность проекта :
У нас получилась необычная бумага, которая может быть использована в декоративно – прикладном творчестве, как детьми, так и взрослыми. А еще, с нашей помощью были спасены несколько деревьев от вырубки. Тем самым, мы помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. Потому что в природе все взаимосвязано: бумагу делают из деревьев, деревья являются жильём, источником жизни для человека, животных, насекомых и птиц.
Вывод: данный проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о значении бумаги в жизни человека, разнообразии, и свойствах. Дети, благодаря самостоятельному использованию действий экспериментального характера, получили много новой информации о свойствах бумаги. Проект способствует активному участию каждого ребенка и родителя в решении экологических проблем.
Перспектива развития проекта :
1. Разработка интерактивного НОД на тему «Букет для милой мамочки к 8 Марта» для детей старшей группы с использованием интерактивной доски.
2. Создание презентации «Книга своими руками» (о технологии изготовления книги в домашних условиях совместно с родителями дошкольников)