Золотухина Наталья
Педагогический проект «Азбука профессий Златоуста»
▼ Скачать + Заказать документы
Золотухина Наталья Валерьевна
Воспитатель МАДОУ №95 г. Златоуста
«АЗБУКА ПРОФЕССИЙ» ОАО ЗЛАТМАШ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
«Всё, что сделано было в Златоусте раньше и
делается сейчас, вызывает необыкновенное
восхищение, чувство гордости за наш народ,
его яркий талант. Я преклоняюсь перед этим
талантом и руками великих мастеров,
прославляющих наше Отечество»
Алексей Леонов, 1978 г.
Публикация «Педагогический проект „Азбука профессий Златоуста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Вызвать у детей подготовительного возраста устойчивый интерес к профессиям предприятий нашего города – задача не из лёгких. Для этого было предложено детям и родителям создать «Азбуку профессий» (сначала профессии ОАО Златмаш, а далее можно как в копилку собирать профессии других предприятий, чтобы получилась «Азбука профессий Златоуста»
Для этого сначала мы вспоминаем заводы и фабрики Златоуста, их изделия, затем подробно знакомимся с градообразующим предприятием ОАО Златмаш и постепенно переходим к профессиям и к «Азбуке». Тем самым приобщая детей к истории нашего города и воспитывая патриотизм.
Работа над проектом происходит в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ, родителями, а ещё с привлечением «новых» партнё ров: работника ОАО Златмаш, библиотекарей, экскурсовода ДК Победа.
Актуальность
Наш Златоуст – славный город и известным он стал благодаря металлургии, машиностроению, искусству гравюры на стали, по сути, благодаря людям, мастерам своего дела.
В последние десятилетия у нас в России, и в нашем Златоусте, в промышленной отрасли произошли огромные перемены (и хорошие, и не очень) : некоторые предприятия закрылись, некоторые сократили производство, какие-то сумели «выжить» и кое-как «держатся на плаву», а есть и такие, которые идут, что называется «в ногу со временем», модернизируя своё производство, используя новейшие технологии. Например, у нас в Златоусте это ОАО «Златмаш» – одно из ведущих изготовителей ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского флота РФ и самое крупное в Челябинской области по объемам государственного оборонного заказа.
Эти перемены не могли не сказаться на людях – быть рабочим стало как-то непрестижно: тяжёлый труд, небольшая зарплата и условия, (увы, не офисные. Отсюда нехватка рабочих кадров – проблема, актуальная для большинства российских промышленных предприятий. Между тем, раньше было всё по-другому: часто рабочие становились героями фильмов, репортажей, их уважали, на них равнялись. Сейчас проблему обозначили на государственном уровне: разрабатываются программы, проекты (ТЕМП, «Мы – машиностроители», в учебных заведениях пересматривают отношение к профориентированию детей. Но пока мало что изменилось. Нашим детям нравятся профессии гуманитарных направлений: менеджеры, юристы, экономисты и т. д., их ежедневно можно наблюдать по телевидению – красивые, умные, элегантные. Что не скажешь о людях рабочих специальностей! Да ещё мы о них практически ничего не знаем!
Мною был проведён социологический опрос родителей, касающийся предприятий нашего города, профессий. Данные показали, что у нас, у взрослых, имеется неточная, недостоверная, а иногда и ошибочная информация (это видно по анкетам, о профессиях ОАО «Златмаш») А ведь это предприятие, которое принесло городу славу и огромную помощь стране в годы Великой Отечественной войны, а также в эпоху покорения космоса!
Беседуя с детьми, я отметила следующее: в первую очередь они называли такие профессии, как повар, пожарник, полицейский, врач, меньше – военный, тренер, музыкант, художник. И ни один ребёнок не назвал профессию сварщика, токаря, крановщика.
Поэтому мы решили совместно с родителями восполнить этот пробел в наших знаниях, а потом уже передать их детям. Оказались и кстати слова министра образования Челябинской области Александра Кузнецова (о системе профориентации) : «Я уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада».
Так как дети нашей группы подготовишки, многие уже умеют читать, любят рассматривать азбуки с картинками, то я предложила родителям и детям : «А давайте сделаем свою азбуку! О профессиях нашего города!» Дети с радостью согласились. Так началась работа над проектом.
Тип проекта : информационный
Длительность: долгосрочный (6 месяцев)
Тема проекта : «Азбука профессий»
Цель: создать «Азбуку профессий» ОАО «Златмаш».
Задачи:
1. Расширить представления детей о предприятиях нашего города, их продукции.
2. Познакомить детей с предприятием ОАО «Златмаш», его продукцией и профессиями.
3. Способствовать формированию у детей интереса к профессиям рабочих специальностей.
4. Учить уважать и ценить труд людей разных профессий.
5. Развивать патриотические чувства у детей.
6. Повысить родительскую компетентность и собственную педагогическую компетентность в вопросах профориентации.
Основное содержание проекта
Мероприятия проекта реализуются во время непосредственно-образовательной деятельности, в совместной образовательной и в самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения. В ходе проекта использованы следующие педтехнологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, проектные и др. Состоялась интересная встреча с начальником лаборатории ОАО Златмаш Мартьяновым А. О., была организована экскурсия в библиотеку «Аист», экскурсия в музей ДК Победа.
Образовательная деятельность в семье: беседы, поиск информации о профессиях, составление рассказов о профессии, рассказывание детьми.
Презентация и первая защита этого проекта была представлена на педагогическом совете в МАДОУ №95.
Ресурсы: энциклопедии, книги, методическая литература, интернет-источники, газеты «Трудовая честь Златмаш», компьютер, принтер, документальный фильм о заводе, методические разработки учителя-дефектолога Букиной А. М.
Партнё ры: родители, специалисты ДОУ (старший воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, библиотекари, работник ОАО Златмаш, экскурсовод.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы с нарушением зрения (10 человек)
План реализации проекта
Дата Мероприятие Ответственные и участники Результат
I этап – подготовительный
1-я неделя октября Социологический опрос родителей Родители, воспитатель Анализ анкет
1-я неделя октября Беседа с детьми Дети, воспитатель Конспект, анализ беседы
2-я неделя октября Изучение литературы, интернет-источников Воспитатель, родители Сбор информации
3-я неделя октября Подбор печатных материалов, иллюстраций, фотографий о предприятиях, выпускаемой продукции Воспитатель, родители Обогащение развивающей среды в центре краеведения (книга «Предприятия Златоуста», «ОАО Златмаш», «Альбом профессий»)
4-я неделя октября Создание презентации для детей «Предприятия Златоуста» Воспитатель Диск с презентацией
1-я неделя
ноября Подборка стихов, загадок, физминуток, пальчиковых игр о профессиях, инструментах Воспитатель, учитель - логопед Сборник стихов и загадок «Все профессии важны! Все профессии нужны!»
2-я неделя ноября Разработка дидактических игр (словесных, настольных) Воспитатель «Знатоки» (словесная игра), «Наши заводы» (собери картинку, «Умники» (подбери продукцию, эмблему)
II этап – основной
2-я неделя ноября НОД Просмотр презентации «Предприятия Златоуста» Дети, воспитатель, учитель-дефектолог Конспект
3-я неделя ноября Создание карты районов города + предприятия на подставке Дети, воспитатель Дидактическая игра «Экскурсовод»
4-я неделя ноября Экскурсия в библиотеку «Аист» Познавательная беседа об ОАО Златмаш «Наша гордость» Библиотекари, дети, родители, воспитатель Фоторепортаж «Мы и наши друзья»
1-я неделя декабря Встреча с начальником лаборатории ОАО «Златмаш» Мартьяновым А. О. Дети, гость, воспитатель Фоторепортаж «Мы и машиностроители»
2-я неделя декабря Просмотр документального фильма о заводе ОАО Златмаш Дети, воспитатель, учитель – дефектолог Уточнение представлений о предприятии
3-я неделя декабря Чтение стихотворений о разных профессиях и инструментах, рассматривание энциклопедий Дети, учитель - логопед, воспитатель Приобщение к миру профессий, умение вести беседу о прочитанном
4-я неделя декабря Конкурс загадок о профессиях Дети, воспитатель Конспект конкурса
3-я,4-я неделя января Выбор профессии на определённую букву алфавита Родители и дети Поисковая деятельность в семье.
«Страничка рассказов» о выбранной профессии
1-я неделя февраля Экскурсия в музей ДК Победа Дети, родители, экскурсовод, воспитатель «Книжка – раскладушка» (фоторепортаж)
2-я,3-я неделя февраля Игры (дидактические, сюжетно-ролевые) Дети, учитель - дефектолог, воспитатель, Применение знаний, проигрывание ситуаций детьми
с 1-й по 4-ю неделю марта Создание страничек азбуки Дети и воспитатель Книга «Азбука профессий»
ОАО «Златмаш»
III этап – заключительный
1-я неделя апреля Защита мини-проекта Дети, родители, воспитатель, представители ОАО «Златмаш» Презентация книги «Азбука профессий»
Планируемые результаты: дети познакомились с предприятиями нашего города, их продукцией; у детей формируется интерес к профессиям рабочих специальностей; дети узнали много интересного из истории ОАО «Златмаш», они могут рассказать о профессиях данного завода; у детей развивается чувство гордости за свой город, за свою оформленную страницу книги.
В рамках этого проекта мы подробно изучили одно предприятие (ОАО Златмаш, далее можно продолжать также и с другими заводами нашего Златоуста, дополняя список новыми предприятиями и мероприятиями: экскурсии на предприятия (после встречи с Мартьяновым Александром Олеговичем дети мечтают побывать на заводе Златмаш, участие в олимпиаде «Я – Златоустовец», встречи с людьми разных профессий и т. п.