Разгуляева Ильвира Ильдаровна
Педагогический проект «Адаптация детей первого раннего возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический
Проект
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Воспитатель: Разгуляева И. И.
2021 - 2022г.
Педагогический проект
Тема проекта :
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей первого раннего возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Период адаптации является очень важным периодом для детей, поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности показывает неодинаковый уровень развития личности ребенка, условия семейного воспитания и другие факторы. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Цель проекта :
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта :
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
За определенный период адаптации будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
1. Индивидуальная работа.
2. Работа с родителями.
Пред проектный этап :
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках
2. Знакомство с родителями
3. Изучение литературы по данной теме
4. Создание развивающей среды
Этапы проектной деятельности :
1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду
2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями
Игровая деятельность:
Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку»)
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик».)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мой мячик».)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит».)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Кот и мыши».)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Семья», «Кулачек».)
Словесные игры («У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность:
Разнообразные конструкторы.
Задания - («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Гараж для моей машинки».)
Продуктивная деятельность:
Рисование – («Украсим платье-пальчиками», «Бусы для елочки», «Украсим варежку», «Деревья весной»)
Лепка – («Бублики для куклы Кати», «Колобок», «Угостим зайчика морковкой».
Аппликация («Цветок для мамы», «Солнышко», «Ромашка».)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», «Воробей», «Машенька»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Бобовое зернышко»
Произведения К. Чуковского «Айболит», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
Новогодние: Развлечение (для детей и родителей)
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы – тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности.
Дети стали больше общаться друг с другом.
Литература:
Е. А. Алябьва Тематические дни недели в детском саду. Т. Ц. Москва2005
Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000
Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж2006
И. Е. Аверина Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
М. А. Михайлова Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2000
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
Е. А. Якушко Лепка с детьми раннего возраста. Москва, изд-во «мозайка-синтез»2009
Самой актуальной в работе с детьми младшего возраста является, на мой взгляд, проблема адаптации. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы поступление в детский сад было минимально стрессовым для ребёнка.
Дети приходят в детский сад по-разному: одни, внимательно рассмотрев всё, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и долго плачут. Причины разные: у ребенка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, не сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи.
Чтобы привыкание к детскому саду прошло максимально безболезненно, необходимо организовать плавный переход ребенка из семьи в ДОУ. С этой целью в младшей группе работа по поступлению в детский сад проходит поэтапно.
Первый этап – (подготовительный)
На этом этапе проводятся родительское собрание «Адаптация детей младшего дошкольного возраста», анкетирование родителей «Давайте познакомимся», индивидуальные встречи с родителями, посещение детей на дому с целью узнать, как можно больше об особенностях ребенка, о том, что он любит, что умеет, что больше всего волнует его маму и папу. На данном этапе очень важно настроить родителей на активное участие в процессе приобщения ребёнка к детскому саду. Каждой семье предлагаются рекомендации по подготовке ребёнка к посещению детского сада, с родителями проводятся консультации «Особенности развития детей младшего возраста», «Для чего нужен режим». Каждому даётся памятка «Скоро в детский сад», инструкция для родителей.
Второй этап – (основной). Именно на этом этапе ребенка вместе с родителями приглашаем в детский сад для кратковременного пребывания: на 2 часа, затем на 3 часа, и так постепенно дальше больше. Все встречи проходят в форме игр-занятий: «Кошечка к нам пришла», «Собери пирамидку», «Давай познакомимся с петушком», «Угадай, кто пришёл» и т. д. Ребенок незаметно, испытывая радость от общения со взрослым, усваивает учебное содержание, чувствуя свою безопасность, защищённость. В процессе игровых действий у ребенка формируются навыки общения, умение понимать чувства и эмоциональное состояние сверстников.
Третий этап – переход ребенка в группу полного дня. 1сентября родители приводят детей в детский сад согласно очередности. Воспитатель ведет индивидуальные листы адаптации, что позволяет педагогу наблюдать за каждым ребенком и делать соответствующие выводы, проводит анализ адаптации. Воспитатель должен стараться создать в группе яркую развивающую среду, которая привлечет внимание детей, и наполнить в свою очередь группу разнообразным материалом и оборудованием с учётом возрастных особенностей. Активно использовать игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю - «Солнышко и дождик», игры с мыльными пузырями и т. д.
Дети в группу приходят маленькие (от 1,5 лет, речь у большинства недостаточно развита, поэтому большое внимание нужно уделять развитию речевого общения и коммуникативных навыков. В течении дня обязательно общаться с каждым ребенком. Непосредственное общение с детьми происходит в бытовом процессе, режимных моментах, в сюжетных играх, в совместной деятельности. Также помочь развиваю мышление детей, учить их использовать предметы заместители. Во всех играх стараться вызывать положительные эмоции у детей и радость от совместной деятельности.
Любая деятельность сопровождается произведениями устного народного творчества (например, использую потешки во время умывания и мытья рук, во время одевания, укладывания спать и т. д., организовывать различные игры (на развитие коммуникативного общения и мелкой моторики рук, сенсорных представлений, игры – забавы и т. д.
Стараться создать предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, в каждой группе она наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Прежде всего, это игрушки, куклы, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором посуды для кукол, машины, напольный строительный материал, напольные пазлы, сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Столовая», развивающие игры: «Пазлы», «Собери картинку» и другие. Игрушки эстетичны и привлекательны, вызывают у детей эмоциональный отклик, доставляют им радость и удовольствие, побуждают к активной игровой деятельности и общению.
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
10. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
11. Не скупитесь на похвалу.
12. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!
Памятка выдается родителям на первом родительском собрании, которое проводится в весенний период за три месяца до поступления детей в детский сад.
Адаптация в детском саду – это приспособление к условиям окружающей среды. Организм ребёнка постепенно приспосабливается - живя в семье в определённых условиях он постепенно начинает привыкать к окружающему микроклимату группы, к пище и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать; другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным.
1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
6. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, и ребёнок.
7. Отрицательное влияние на прохождение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение говорит - отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка, привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям д/ с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать (одеваться, кушать, мыть ручки, ходить на горшок и т. п.)
Возвращаясь к вышеуказанному, хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до - 6 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений, все дети разные, каждый индивидуален, к каждому нужен свой подход. Знание, опыт и любовь к детям позволит педогогу совместно с родителями решить проблему адаптации на должном уровне. Иными словами, должна проводиться согласованная работа педагога и семьи. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,
3 адаптационные группы :
Эмоциональное состояние: 1гр. - слезы, плач ;2 гр. – реб. неуравновешен, заплачет, если рядом нет взрослого;3гр. -состояние реб. спокойное, уравновешенное
Деятельность: 1гр. -отсутствует;2гр. -подражание взрослым;3гр. -предметная деятельность или сюжетно ролевая игра
Отношения со взрослыми и детьми: 1гр. – отрицательные (реб. не воспринимает просьбы воспитателя, с детьми не играет);2гр. - положительное отношение по просьбе воспитателя или детей;3гр. - положительное по инициативе ребенка
Речь: 1гр. -отсутствует или связана с воспоминанием о близких;2гр. -ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых);3гр. -инициативная (сам обращается ко взрослым и детям)
Потребность в общении:1гр. -потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе;2гр. -потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении;3гр. - потребность в общении со взрослыми в самостоятельных действиях.
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации
(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, и пассивностью некоторых детей и наоборот.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ
Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.
(Фамилия имя ребенка)
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр. ?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается
(указать другое)- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Кол-во баллов:
Прогноз адаптации :
Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов
Условно готов 24-39 баллов
Не готов 16-23 баллов
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ : хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.