Людмила Абрамова
Педагогический проект «Развитие речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
на тему: «Развитие речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений».
Актуальность темы, обоснование ее необходимости и новизны.
Темочки:
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из важных условий обновления в системе дошкольного образования является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Предмет исследования: использование нейропсихологических игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования: влияние нейропсихологических игр и упражнений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Цель: создать систему работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений.
Задачи:
• Обзор научной, методической литературы по проблеме влияния нейропсихологических игр и упражнений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с ОНР.
• Разработать методику исследования речевого развития дошкольников.
• Выявить особенности развития речи дошкольников.
• Определить оптимальную методику логопедической работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений.
• Систематизировать изученный материал и создать картотеку используемых нейропсихологических игр и упражнений дошкольников с ОНР.
• Оснастить логопедический кабинет необходимым материалом для педагогической работы.
• Апробировать разработанную систему работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений.
• Провести диагностику эффективности (экспериментальное исследование) разработанной системы.
• Обеспечить практическое усвоение изученного материала дошкольниками с помощью использования нейропсихологических игр и упражнений.
• Повторно изучить состояние развития речи после экспериментальных развивающих нейропсихологических игр и упражнений.
• Провести сравнительный анализ полученных результатов, вывод.
Сроки реализации проекта :
С 15.09.2022г. – по 15.05.2024г.
Участники педагогического проекта :
o Дети дошкольного возраста с ОНР.
o Учитель-логопед.
o Родители.
Условия реализации проекта.
Специальная подготовка учителя-логопеда по теме : «Развитие речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений».
Комплексное воздействие учителя-логопеда и родителей дошкольников с ОНР.
Создание учебно-методического комплекса.
Взаимодействие с родителями дошкольников в рамках специальных мероприятий: консультации, игротека (подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие речи в домашних условиях, стендовая информация.
Систематическое проведение занятий - 1 раз в неделю.
Рабочий план реализации проекта.
№ Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный -изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта;
-приведение в соответствие с возрастными особенностями детей предметно- развивающей среды в логопедической группе;
-подбор дидактического и методического материала по теме проекта;
-проведение диагностики речевых нарушений;
- формулировка цели, задач проекта;
-прогноз ожидаемых положительных результатов и учет возможных негативных проявлений в ходе реализации проекта;
- определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.
сентябрь 2022г. -разработка проекта : «Развитие речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений»;
-составление плана мероприятий по реализации проекта.
2. Основной -проведение непосредственно образовательной деятельности по проекту;
-проведение промежуточной диагностики.
октябрь 2022г. -
апрель
2024г. -создание условий для коррекционно-развивающей работы;
-повышение эффективности работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений.
3. Заключительный -анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целью и задачами;
-оформление и описание хода и результатов проекта;
- написание статей по теме проекта;
- обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне МКДОУ, муниципальном и региональном уровнях;
- публикация материалов в СМИ. май 2024г. система работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений.
Мероприятия по реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Название этапа Ответственный за выполнение
16.09.22г. МКДОУ Анкетирование педагогов Подготовительный Учитель-логопед
29.09.22г. МКДОУ Анкетирование родителей Подготовительный Учитель-логопед, воспитатели
30.09.22г. -25.04.24г.
МКДОУ Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности
Основной Учитель-логопед
02.05.22г. -15.05.20г. МКДОУ Организация и проведение контрольного эксперимента Заключительный Учитель-логопед
Ресурсное обеспечение проектной деятельности.
Наименование ресурсов Наличие ресурсов
Кадровые ресурсы Коллектив педагогов, владеющих опытом коррекционно-развивающей работы и обладающих достаточной квалификацией.
Информационные ресурсы Доступ к ресурсам Интернет.
Опыт педагогов, ведущих коррекционно-развивающую работу и проектную деятельность.
Организационные - Администрация МКДОУ.
- ПМПК.
- Педагогический совет МКДОУ.
Материально-технические ресурсы - Кабинет учителя-логопеда.
- Мультимедиа проектор, ноутбук, магнитофон.
Финансовые ресурсы - Собственные средства МКДОУ.
- Пожертвования благотворителей.
Возможные (предполагаемые) риски.
- Недостаточная оснащенность методическим материалом по данной теме.
- Отсутствие возможности пройти курсы повышения квалификации по данной теме в очной форме.
- Преемственность работы воспитателя и учителя-логопеда.
- Трудности применения и адаптации методических разработок по данной теме к основной Программе ДОО.
В 2022-2023 учебном году я реализовала первый этап проекта (подготовительный, а именно: изучила методическую и научно-практическую литературу по теме проекта; привела в соответствие с возрастными особенностями детей предметно-развивающую среду в логопедической группе; подобрала дидактический и методический материал по теме проекта : приобрела нейроигры «Логопальцеход», «Логоритмическую парковку», «Логопедический балансир», «Веселые гномики», «Ежик»; создала нейроигры : «Нейроритм», «Слоговая ракета», «Нейрокруг», «Ложки», «Слоговые цветные квадраты», «Ладошки», «Сделай, как я»; провела диагностику речевых нарушений; сформулировала цели, задачи проекта; спрогнозировала ожидаемые положительные результаты и учла возможные негативные проявления в ходе реализации проекта; определила этапы проекта, критерии оценки деятельности и эффективности работы) и приступила к основному этапу - проведение непосредственно образовательной деятельности по проекту.
В 2023-2024 учебном году я приобрела нейроигры : «Визуально - ритмический круг», «Нейродорожки», «Клавесы», «Цветные квадраты и прямоугольники», «Цветные пальчики», «Нейрологопедическая игра-бродилка», «Повтори за мной». На занятиях использовала игру «Ребро-хлопок под музыку».
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Ожидаемый результат (краткосрочный) - система работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений, которая будет способствовать успешному развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты (долгосрочные) :
1. В перспективе - широкое внедрение системы работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений в образовательную деятельность учителя-логопеда.
2. Распространение опыта практической деятельности среди учителей-логопедов города.
3. Внедрение и апробация системы работы по развитию речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений путем проведения семинаров различного уровня, открытых мероприятий.
4. Создание банка инновационных форм и методов работы по коррекции речи дошкольников.
Критериями результата проекта являются :
Повышение результативности образовательной деятельности дошкольников.
Проект рассчитан на два учебных года.
Форма отчета – долгосрочный проект.
Сроки отчета – май 2024 года.
Методический модуль.
1. Описание методики логопедической работы.
Методы, используемые в проекте :
- индивидуальные и групповые беседы с дошкольниками;
- наблюдение особенностей поведения и речевого общения дошкольников в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности;
- экспериментальное исследование;
- беседы с педагогами, анкетирование;
- анкетирование родителей дошкольников, посещающих логопедический пункт.
Для беседы с педагогами я составила несколько основных вопросов. Затем провела опрос и анкетирование.
В результате беседы и анкетирования, я сделала такие выводы, что:
- нейропсихологические игры и упражнения в педагогической работе с дошкольниками применяются редко;
- у большинства дошкольников страдают все компоненты речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь в целом);
- педагоги и большинство родителей (кроме трех) считают, что развивать речь дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений интересно и необходимо, так как это способствует не только развитию связной речи, но и формированию личности дошкольника, его культуры.
Целью констатирующего эксперимента стало определение уровня развития речи дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
-провести комплексное исследование речи старших дошкольников;
-выявить речевые ошибки дошкольников.
Результаты
по уровням развития речи у дошкольников.
Группа Низкий Недостаточный Средний Высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Общее недоразвитие речи 9 55 7 43 4 2
Анализ развития монологической речи старших дошкольников
По результатам исследования можно сделать выводы:
1) у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается отставание в развитии речи;
2) для формирования у дошкольников полноценной речи необходима специальная логопедическая работа, направленная на развитие моно речи посредством нейропсихологических игр и упражнений.
Далее, я провела формирующий эксперимент с целью разработки методики логопедической работы по развитию речи дошкольников. Я предположила, что специально подобранные нейропсихологические игры и упражнения станут перспективным средством развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. На данном этапе работы необходимо было решить две основные задачи специального обучения: сформировать у дошкольников интерес к нейропсихологическим играм и упражнениям. Далее, я провела образовательную деятельность, состоящую из двух этапов.
Первый этап “Мотивационный”.
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности дошкольника к участию в развивающем процессе посредством нейропсихологических игр и упражнений. Основные направления работы мотивационного этапа, в сущности, играют подготовительную роль:
- установка на активное, сознательное участие дошкольника в этом процессе;
- преодоление его вербального и невербального негативизма;
- знакомство дошкольника с нейроиграми;
- ознакомление дошкольника с внутренними правилами, по которым будет строиться вся коррекционно-развивающая работа.
Второй этап “Формирующий”.
Основная цель этого этапа направлена на развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений.
Для работы по теме проекта были определены нейроигры и упражнения, которые помогут старшим дошкольникам развить монологическую речь. Данный этап проходил до апреля 2024 года.
Могу сказать, что дошкольникам интересно играть. Тем самым, мы выполняем две цели: игровую и обучающую: детям нравится играть, а педагог решает ряд развивающих задач.
И, наконец, третий, завершающий этап - этап самоконтроля.
Его цели:
- развитие навыка самоконтроля над собственной речью дошкольника, а так же за приобретёнными навыками развития речи;
- реализация возможностей дошкольников в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий.
Я пришла к выводу, что система работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством нейропсихологических игр и упражнений не только успешно развивает речь дошкольника, но и способствуют формированию и совершенствованию ряда психических качеств, развитию речи в целом.
С целью определения эффективности выбранной мною методики было проведено экспериментальное исследование разработанной системы. Я провела контрольный эксперимент по той же методике, что и констатирующий.
• Повторно изучить состояние развития речи после экспериментальных развивающих упражнений.
• Провести сравнительный анализ полученных результатов, вывод.
Сравнительный анализ выполнения серий заданий дошкольниками представлен в гистограмме.
Серии заданий (сравнение)
Итоги контрольного эксперимента показали значительную положительную динамику в развитии речи дошкольников.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики.
Выводы экспериментального исследования:
1. Разработанная мною система заданий индивидуального и подгруппового логопедического воздействия в значительной степени помогла в работе по преодолению недостатков развития речи у старших дошкольников.
2. Использование нейропсихологических игр и упражнений на развитие речи оптимизирует процесс расширения и активизации словарного запаса у дошкольников и в целом содействует гармонизации развития речи.
2) Оценка эффективности реализации проекта.
В подгруппах была проведена диагностика в сентябре (вводная, в январе (промежуточная) и в мае (итоговая).
С 16 по 23 сентября проводилась вводная диагностика, которая показала, что у 60 % дошкольников в значительной степени нарушена речь.
С 13 по 20 января проводилась промежуточная диагностика, данные которой показали значительную динамику развития речи каждого ребенка.
С 02 по 15 мая проводилась итоговая диагностика, которая показала значительные результаты. По некоторым показателям развитие всех компонентов речи (фонетика, лексика, грамматический строй, монологическая речь). Результаты обследования позволили мне прогнозировать особенности развития ребенка и подбирать оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного коррекционного воздействия. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у дошкольников позволила определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального речевого развития.
Данный проект доказал эффективность системы работы по развитию речи посредством нейропсихологических игр и упражнений.
В итоге:
1. Дошкольники проявляют интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, самостоятельно рассуждают, классифицируют, делают обобщения и выводы. Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, имеют прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности.
2. Дошкольники научились различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.
3. Дошкольники имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Свободно говорят на темы, выходящие за пределы видимой ситуации.
4. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают частные и общие связи между ними.
5. В результате коррекционной работы к концу года у дошкольников заметно снизилась интенсивность словотворчества, развилось критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, развиты фонематический слух и речевой самоконтроль.
Данный проект дает положительные результаты:
Для дошкольников :
- положительная динамика развития речи;
- успешная социальная адаптация в ДОО и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОО;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам развития речи посредством нейропсихологических игр и упражнений;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от педагогической работы.
Для педагогов :
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;
- заинтересованность воспитателей в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы в рамках реализации специально подобранных нейроигр и упражнений.
Для ДОО:
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
3) Оценка рисков.
При реализации данного проекта я составила перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи дошкольников с ОНР, систематизировала изученный материал, провела непосредственно-образовательную деятельность по теме проекта, поделилась опытом работы с педагогами дошкольных образовательных организаций Людиновского, Думиничского, Жиздринского районов, с учителями-логопедами и учителями-дефектологами г. Калуги и Калужской области по теме проекта : «Развитие речи дошкольников с ОНР посредством нейропсихологических игр и упражнений». Но, не прошла курсы повышения квалификации по данной теме.
2) Дальнейшее развитие проекта.
После окончания реализации всех задач проекта, достижения поставленной цели, предполагается продолжить следующие направления деятельности:
- внедрять опыт работы в образовательную деятельность педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации;
- участвовать в: научно-практических конференциях, конкурсах Всероссийского и Международного уровней; выпуске методических пособий, научных статей, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта.
Предполагается расширение форм работы с родителями, дальнейшее укрепление материально-технической базы.
Регулярное использование нейропсихологических игр и упражнений в педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников, особенно дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В заключении хотелось бы надеяться, что проведённая педагогическая работа позволит повысить интерес дошкольников, их педагогов и родителей к динамике процесса развития речи посредством нейропсихологических игр и упражнений.
Литература.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155)
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022, № 1022
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/МГГИ. - М., 2009.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. - М., 2005.
7. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение высказывания II Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина Т. В., Горелов И. Н., Залевкая А. А. и др. ; отв. ред. Тарасов Е. Ф. — М., 1985.— С. 99-1 16.
8. Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М. : «Астрель», 2006.
9. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : учебник. М. : АСТ, 2020. 60 c.
10. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб. : Нева, 2022. 160 c.
11. Гончарова К. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 55 c.
12. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.
13. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения : учеб. пособие. Волгоград. : Учитель, 2022. 32 c.
14. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь. М. : Малыш, 2022. 32 c.
15. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М. : АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
16. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи : учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб. : Литера, 2021. 48 c.
17. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Визуально - ритмический круг».
Визуально - ритмический круг — это многофункциональный логопедический тренажер предназначен для занятий с детьми всех возрастных групп. Он подходит для развивающих занятий учителей-логопедов, воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, а также для занятий дома.
Визуально - ритмический кру способствует:
- развитию чувства ритма;
- слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие связной речи,
-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
- коррекция слоговой структуры слова;
-запуск речи;
- развитие артикуляционного аппарат;
- обучение грамоте;
- обучение чтению;
- формированию знаний и представлений об окружающем мире.
Варианты использования пособия «Ритмический круг».
Дидактическая игра «Веселые ритмы»
Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.
Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка ( 1:1, 1:2, 1:3, 1: 2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.
Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.
Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.
Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать камушки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида ( например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)
Игра «Эхо» («Логопальцеход»)
Цель: повторение слогов в заданном количестве. Регуляция процессов возбуждения -торможения для детей с моторной алалией.
Вариант 1. Описание: Ам-Ам-Ом три шага пальцехода + повторение
Ам-Ах- два шага пальцехода + повторение
Эта игра может предупреждать нарушение звукослоговой ещё на дословесном этапе.
Вариант 2. «Звукослоговая дорожка» для детей с моторной алалией.
Проговариваем слова различной слоговой структуры и шагаем пальцеходом.
Игра «Нейродорожки».
Игра «Клавесы».
Цель: запомнить и повторить ритм, предложенный педагогом.
Игра «Нейровосьмерка».
Все мы знаем,что большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Детская глазная мышца подвержена большим нагрузкам. В процессе письма в школе. Чтения и выполнения домашних заданий дома. Добавьте к этому игры и видео на телефоне, просмотры мультиков на телевизоре и компьютере. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, делает ее более сильной и выносливой при нагрузках. Вместе с этим развиваются навыки периферийного зрения и координации рук. Бесконечная восьмерка максимально эффективно снимает нагрузку с глаз при долгом чтении и письме. Процесс игры с балансиром делает разминку интересной и веселой, после такой тренировки ребенок готов дальше эффективно продолжать занятия. Развивающую игрушку рекомендуют на своих сеансах нейропсихологи, логопеды, остеопаты. В комплекте с нейротренажером уже идут шарики для работы с ручным балансиром и пособие с упражнениями разного уровня сложности для эффективных и разнообразных тренировок.
Нейроигры : «Цветные ладошки», «Цветные ложки», «Цветные квадраты и прямоугольники», «Цветные пальчики», «Ребро-хлопок под музыку», благодаря простоте и увлекательности являются эффективным инструментом для развития речи дошкольников.