Ольга Федина
Педагогический опыт «Восприятие классической музыки посредством русских народных сказок и поэзии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Восприятие классической музыки
через русские народные сказки и поэзию»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Музыка способна оказать известное воздействие
на этическую сторону души;
и раз музыка обладает такими свойствами,
то очевидно, она должна быть включена
в число предметов воспитания детей.
Аристотель 384 - 322 г. г. до н. э.
Публикация «Педагогический опыт „Восприятие классической музыки посредством русских народных сказок и поэзии“» размещена в разделах
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Все компоненты музыкально-эстетического сознания : интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус тесно взаимосвязаны. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Восприятие классической музыки посредством русских народных сказок и поэзии, благотворно влияет на становление личности ребёнка в целом.
Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действия сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребенку. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание. В детстве идет закладка основ личностных качеств, поэтому так важно воспитывать нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и с этой задачей можно справиться благодаря классической музыке, воспринимаемой во взаимосвязи с русскими народными сказками и поэзией. При таком подходе дети глубже достигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл.
Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.
Для решения задач успешного художественно-эстетического развития ребёнка и призваны помочь народные сказки и поэзия : они обладают способностью формировать основы музыкальности, воспитывать слушателя, способного испытывать сострадание, помогают понять характерные особенности классической музыки.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает приобщение к литературному творчеству.
То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Не для кого не секрет, что современное общество как никогда нуждается в культурных, образованных и воспитанных людях. Как же разбудить в детях такие качества как порядочность, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание?
Я считаю, что приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, напрямую влияющим на полноценное формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Ведущая идея опыта – формирование восприятия классической музыки через народные сказки и поэзию, определение эффективности использования русских народных сказок для художественно-эстетического развития детей.
Цель - углубление восприятия классической музыки через интеграцию различных видов искусств.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок и поэзии в сочетании с классической музыкой.
- выявить особенности восприятия музыки, совмещая с литературным творчеством.
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния классической музыки в сочетании с поэзией и сказками на художественно-эстетическое развитие детей.
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития музыкальности в процессе специально организованной деятельности детей.
Теоретическая база
В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены новые программы и теории.
Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в полноценном становлении личности ребенка играет музыка и художественная литература, в том числе – сказка и поэзия. Об этом пишут Д. Кабалевский, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др. О музыкальном воспитании дошкольников с привлечением в образовательный процесс художественной литературы можно узнать из следующих источников:
«Настроение, чувства в музыке» О. П. Радынова, программа «Музыкальные шедевры», конспекты занятий с нотным приложением.
Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей.
«Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепин. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет.
В пособие включена программа музыкального воспитания в детском саду и методические рекомендации к ней. В приложении представлены конспекты тематических и интегрированных занятий, музыкально-дидактические игры и другие материалы. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
И. Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». Издание адресовано педагогам дошкольных образовательным учреждений, групп эстетического воспитания, подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет.
В пособии представлен практический материал для организации процесса умственного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью сказки. Предлагаются сказки и рекомендации по их рассказыванию.
Адресуется психологам, методистам ДОУ, а также может использоваться студентами дошкольных факультетов педагогических колледжей и вузов.
Серия книг, (издательство «Эксмо», «Волшебная книга-плеер», в которой сочетается мелодичная классическая музыка известных зарубежных и русских композиторов и лучшие сказки знаменитых писателей мира, в профессиональном актерском исполнении.
Музыкальные шедевры. «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О. П. Радынова
В книге представлены конспекты занятий и развлечений, направленные на формирование музыкальной культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия группируются по темам и включают известные музыкальные произведение собранные по принципу контрастного сопоставления (близость или различие настроении названий, вариантов исполнения).
Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей.
Серия книг, (издательство «Эксмо», «Волшебная книга-плеер», в которой сочетается мелодичная классическая музыка известных зарубежных и русских композиторов и лучшие сказки знаменитых писателей мира, в профессиональном актерском исполнении.
В книгах представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и материал для музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, раздел слушание музыки.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Ученые, которые исследовали музыку в сочетании с поэзией и сказками, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.
Восприятие классической музыки через народные сказки и поэзию не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, слушая музыку?
Во - первых, я строю работу таким образом, чтобы дети воспринимали музыку через сказку, как задачу для себя: например, искали в воображении образы героев сказки, и сопоставляли характерные особенности музыки с характером персонажей.
Во - вторых, в ходе прослушивания музыкального произведения дети могли бы придумывать собственные истории и образы сказочных персонажей. Это необходимая часть: дети учатся у музыки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В - третьих, решаем проблемы восприятия музыки при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью различных иллюстраций и картин, я помогаю детям развивать творческое мышление.
Методы обучения восприятия классической музыки через сказки и поэзию.
Самый первый и распространенный метод знакомства с музыкой – слушание. Перед прослушиванием классической композиции тексты сказок или стихи, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче – доходчиво и выразительно рассказывать, чтобы дети в последствии смогли сопоставить услышанные тексты стихов и сказок с музыкой.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых музыкальных произведений, сказок и стихотворений, литературно-музыкальные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай музыку», «Добавь картинку музыке» (использование иллюстраций при выборе прослушанной музыки, (словесное описание характера героев) и другие.
Музыкальные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Приемы формирования восприятия музыки с помощью сказок и поэзии.
Выразительное исполнение музыкального произведения. Необходимо расположить детей к внимательному и сосредоточенному прослушиванию музыки. Этот прием направлен на то, чтобы дети представили себе образы и темы из художественных произведений.
Следующий прием – повторность прослушивания музыки, с целью более подробного восприятия услышанного. Повторное слушание музыки и рассказывание стихотворения, возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает создавать зрительные образы.
Например, перед прослушиванием пьесы Д. Кабалевского «Кавалерийская» я читаю отрывок стихотворения С. Маршака:
Как в бою, в лихой погоне
Раздается стук копыт.
Это кони, кони, кони,
Наша конница летит!
Детей захватывает музыка, они характеризуют её как быструю, смелую, стремительную, боевую.
Беседа может быть о предмете музыкального произведения. Так перед прослушиванием пьесы «Жаворонок» П. И. Чайковского я спрашиваю детей, кто такой жаворонок. Я рассказываю, что это маленькая птичка, которая красиво поет и быстро летает высоко в небе. Я показываю слайд с широким красивым полем и читаю стихотворение Жуковского «Жаворонок». Затем дети слушают музыку.
Если после первого прослушивания музыки, дети уверенно характеризуют особенности услышанного, музыкальный руководитель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ иллюстрации, картинки, аудио - сказки.
С целью формирования у детей умения вслушиваться в музыку, я провожу упражнения на различение музыкальных звуков (тембра, высоты динамики, длительности). Также использую музыкальные инструменты, провожу игры «Тихо-громко», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию, слова песни.
Следующий прием – беседа о характере музыки. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до слушания и краткая (заключительная) беседа после слушания музыки.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на характерных особенностях классического произведения, его совместимость с прочтенным литературным отрывком.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы:
1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, сопоставление музыки с литературными образами.
2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.
3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.
Анализ результативности
Подводя итог работе по восприятию классической музыки через народные сказки и поэзию, можно сказать, что восприятие детьми классической музыки становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные музыкальные композиции, сопоставляя их с услышанными литературными произведениями. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.
Я считаю, что в искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать ценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Данную работу может провести любой музыкальный руководитель дошкольного учреждения. Организация работы не трудоемка при наличии музыкального репертуара, методической и художественной литературы.
Трудности заключаются в планировании системы организованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке критериев отслеживания результатов, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть использован среди музыкальных руководителей дошкольных учреждений, также может использоваться на методических объединениях, семинарах, родительских всеобучах.
Может быть полезен заинтересованным родителям для совместных домашних занятий с детьми.
Наглядное приложение
Показатели знаний и умений детей.
Умение внимательно слушать музыку.
Умение давать элементарную характеристику услышанного музыки.
Умение различать современную, классическую и народную музыку
Умение сопереживать и эмоционально откликаться на чувства выражающиеся в музыке.
Умение донести содержание литературного произведения при слушании музыки и рассматривании иллюстраций.
Умение различать музыкальные образы.
Умение формировать оценочные отношения.
Оценка выполнения осуществляется по 3-х бальной шкале.
1 - навыки не сформированы
2 - балла – находятся на стадии формирования
3 - балла – навыки сформированы
«УЗНАЙ СКАЗКУ»
Игра на определение характера музыки
Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.
Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.
Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.
Послушайте стихи:
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А в чаще за кустами Серый Волк сидит,
Щелкает зубами, за девочкой следит.
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.
Игра «Настроение».
Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Про каждую вызванную музыкой эмоцию читается стихотворение или четверостишие. Из нескольких предложенных отрывков дети выбирают тот, который соответствует характеру музыки.
«Слушаем и угадываем»
Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.
Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?
Теперь предложите на выбор несколько четверостиший с разным характерным содержанием текста Пусть ребёнок выбирает стих, который по его мнению больше всех подходит к заданному музыкальному произведению.