Ольга Киселева
Опыт работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как способ развития
познавательной активности дошкольника
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах
В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю., т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;
использование инновационных технологий в образовательной работе;
адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
многофункциональное взаимодействие с социумом.
Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы : «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника». Основной целью моей работы стало изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности и формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Создать современную предметно - пространственную среду;
• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У воспитателя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
• пополнение копилки профессиональных достижений.
У детей формируются:
• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
В начале работы по данной теме мною был составлен перспективный план. (Приложение 1) и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. (Приложение 2). Далее я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». (Приложение 3).
Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми раннего возраста. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
В младшем возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально – творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активную роль я брала на себя. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые мною. Этот интерес обусловлен тем, что я подбирала им задания удовлетворяющие потребности детей, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, я стараюсь увлечь ребенка самим процессом совместной деятельности.
Для стимулирования исследовательской активности младших воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.
С детьми раннего возраста был организован и проведен проект «Что вокруг меня», целью которого стало развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Проект длился 2 месяца и носил продуктивный характер. (Приложение 4). Проект «Что такое бумага» являлся краткосрочным и длился одну неделю. Цель его заключалась в том, чтобы познакомить детей с бумагой и ее свойствами. (Приложение 5). Особое внимание я уделила проекту «Пальчиковые игры для малышей» (Приложение 6, целью которого являлось развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Данный проект был долгосрочным и длился год. За это время ребята успели познакомиться с пальчиковыми играми, с играми с различного вида конструкторами, шнуровкой, свойствами воды и песка, с различными крупами. Большой интерес у малышей вызвали игры с рисованием по крупе, с шишками и различными косточками от фруктов. Данный материал позволил детям тактильно почувствовать различие между теми или иными вещами. Так же были реализованы следующие проекты «Покормим птичек», «Неделя здоровья», «Водичка- водичка», «Мама, папа и я – здоровая семья!».
На второй год проектной деятельности во второй младшей группе осенью был запущен долгосрочный проект «Сезонные изменения» (Приложение 7, направленный на формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе, необходимых для обнаружения зависимости между явлениями природы. В результате реализации проекта представление детей о сезонных изменениях стало намного шире. Активный словарный запас детей пополнился образными выражениями из подобранного речевого материала (пословицы, поговорки, загадки, стихи, возникло понимание как сезонные изменения в природе во все времена года влияют на состояние и образ жизни растений, животных, людей. В этом же учебном году был реализован «Огород на окошке» (Приложение 8, направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, была организована выставка работ. Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с семьей, сплочении взрослого и ребенка.
В средней группе я продолжала активно развивать проектную деятельность. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. С детьми среднего возраста мы реализовали проект «Что такое космос?» (Приложение 9, «Магазин» (Приложение 10, «Дикие животные» и другие.
Особое внимание мы уделили долгосрочному проекту «Использование блоков Дьенеша в образовательно –воспитательном процессе», целью которого стало развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста через математическое развитие. Работа над этим проектом позволила ближе познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов, научить развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. В ходе деятельности ребята проявляли самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.
Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они создали альбомы о диких животных, помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, оформили подборку потешек и стихов по темам проектов. Каждая семья активно участвует в проектной деятельности.
Новые тенденции по здоровье-сберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.
Мною был проведен праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», где были проведены комплексы упражнений, в форме соревнования. Обнаружилось, что в условиях совместных мероприятий и родителям, и детям не только комфортно, но и эффективно в дальнейших действиях: все стали обращать внимание на различные виды гимнастик, больше проводить времени на свежем воздухе, что привело к снижению заболеваемости; повышению заинтересованности детей и родителей в укреплении здоровья и вопросам питания, рациональной двигательной активности детей.
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей. У родителей сформировалось представление о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.
Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.