Ксения Горбунова
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранний возраст сензитивен во всем»
Л. С. Выготский
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Значение сенсорного воспитания
-является основой для интеллектуального развития,
-развивает наблюдательность, внимание,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
-является основой для развития воображения,
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
-влияет на расширение словарного запаса ребенка,
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Проанализировав литературу по вопросу сенсорного развития, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи:
1. Развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета.
2. Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
3. Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
4. Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
5. Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
6. Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
7. Дать представления о чередовании предметов по форме.
Методы обучения:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
• Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).
• Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Формы работы:
• Игры (дидактические, развивающие, словесные).
• Использование мелких игрушек.
• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
• Использование рассказов, стихов, загадок.
• Задания для развития мелкой моторики.
Занятия проводились с октября по апрель, всего было проведено 27 занятий, по 10 – 12 минут каждое, 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т. В.
Методика состояла из 5 заданий: Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости, Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. Сложить трёхсоставную матрешку. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Результаты, следующие: Высокий: 3 человека (15,79%, средний: 10 человек (52, 63%, низкий: 6 человек (31,58%)
Проведенные занятия были направлены на формирование зрительно тактильного восприятия (обследование предмета, восприятия цвета, восприятия формы, восприятия величины.
С детьми, имеющими низкий уровень развития, были проведены индивидуальные занятия, розданы рекомендации педагогам, родителям.
Далее была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты: высокий -14 человек (73,68%, средний – 5 человек (26,32%, низкий уровень не выявлен.
Работа велась с родителями и с педагогами.
Работа с родителями
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
«Я учусь действовать с предметами»,
«Массаж рук»,
«Игра – спутник детства».
Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Работа с педагогами
«Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры,
«Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве»,
«Гуманистическая педагогика М. Монтессори».
Семинар - практикум «Сенсорное развитие дошкольников»