валентина исакова
Педагогический опыт «Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме : "Формирование художественно - эстетического развития детей через народное творчество с учетом современных требований".
Воспитатель I категории
Исакова Валентина Викторовна
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2. Новизна.
1.3. Цель и задачи.
1.4. Научность
1.5. Ведущая педагогическая идея
Публикация «Педагогический опыт „Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
1.6. Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта.
2. Теоретическая основа опыта.
3. Принципы организации работы.
4. Этапы работы.
5. Организация предметно-пространственной среды.
6. Формы и методы работы с детьми.
7. Формы и методы работы с родителями.
8. Результативность.
9. Литература.
10. Приложение:
Перспективный план работы с детьми (по годам).
Рабочая программа по дополнительному образованию.
Перспективный план работы с родителями.
Результативность.
Рецензия на опыт.
Обобщение опыта.
I. Пояснительная записка.
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.
В современном мире искусство представляется социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в обществе ценностям, нормам и культурным значениям.
Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
1.1. Актуальность.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияющая на познание нравственной стороны действительности и повышение познавательной активности. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
1. 2 Новизна:
Новизной и отличительной особенностью опыта является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества : использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к народному творчеству.
1.3. Цель и задачи:
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста художественно - эстетическое развитие через приобщение их к народному творчеству с учетом современных требований.
Задачи:
Приобщать детей к русскому народному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
1.4. Научность.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направлены
на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Авторы программ нового поколения предлагают через раздел художественно – эстетического воспитания знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие
способности ребенка.
Человек должен быть личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Тенденции современного мира таковы, что общество остро нуждается не только в здоровом и крепком поколении, но и инициативном, думающем, творческим, способным достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это возможно, если человек обладает
нестандартным, творческим мышлением.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
1.5. Ведущая педагогическая идея.
В своей работе по художественно-эстетическому развитию детей осуществляла в нескольких направлениях:
- повышала квалификацию в рамках курсовой подготовки.
- повышала квалификацию по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
Мною ведется работа по единой методической теме: "Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности".
В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:
программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
картотеки дидактических музыкальных игр;
В своей группе создала условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. В центрах содержится разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно использую коридор: в нем размещаю выставки фотографий, рисунков детей и родителей, поделок из природного материала. Созданная мною предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию явилась организация образовательного процесса.
Взаимодействие педагога и детей, направленная на эстетическое развитие, построена в трех направлениях:
организованная деятельность (занятия, развлечения, индивидуальная работа, игры);
совместная деятельность с детьми;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с детьми веду в данных направлениях не изолированно, а в интеграции: музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность,
изобразительная деятельность.
Организовывая разнообразные формы работы с детьми отразилась на результатах: дети проявили интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной деятельности; участвовали в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Действуя в своем направлении, работаю на общую цель, выполняя федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника согласовываюсь с семьями, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей построила по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении использовала различные приемы и формы : организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливались совместно родителями и детьми; привлекла их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогло сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляла через родительские собрания и консультации. Оформила папки - передвижки, выпустила информационные листы для родителей.
Работа носила целенаправленный, систематический, планомерный характер. Используя разнообразные формы работы что способствовало вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Оценку эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществила с помощью педагогического наблюдения.
В перспективе планирую совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС.
1.6. Нормативно-правовое и методическое обеспечение опыта :
- Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- Парциальной образовательной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, представляющей собой вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО;
II.Теоретическая основа опыта.
Теоретическая значимость опыта состоит в том, что мною разработана теоретическая концепция формирования у детей 2–7 лет эстетического
отношения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Концепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художественного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педагогические и культурные условия, инновационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.
Сформулированы теоретико-методологические принципы реализации концепции: культуросообразности, природосообразности, семиотической неоднородности, развивающего характера художественного образования, приоритета содержания по отношению к методам и технологиям. Открыта перспектива организации культуросообразного образовательного пространства детского сада на принципах интеграции; определены интеграционные связи между категориями «отношение» и «деятельность»;
смоделирован вариант интеграции изобразительной и познавательной деятельности детей 2–7 лет. Раскрыт и описан способ организации тематического пространства занятий по принципу «бинарной оппозиции» в целях создания целостной картины мира.
Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отношения к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интеграция изобразительной и познавательной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлений дошкольной дидактики и педагогики искусства.