Мария Куляскина
Педагогический опыт «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Описание инновационного педагогического опыта
Куляскиной Марии Владимировны
1. ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Применение ТРИЗ технологии в младшем дошкольном возрасте»
Публикация «Педагогический опыт „Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте“» размещена в разделах
Автор: Куляскина М. В., воспитатель, структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, педагог - психолог 2016 г. в., диплом о профессиональной переподготовке от 26 сентября 2016 года, по программе «Технологии дошкольного образования», квалификация «Воспитатель», МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
Общий педагогический стаж :3 года
Педагогический стаж в данной образовательной организации:3 года
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Cовременные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
В конце 40-х годов возникла теория ТРИЗ, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.
Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач. [1]
После проведенной диагностики выяснилось, что большинство современных детей, младшего дошкольного возраста, не умеют логически мыслить, выстраивать цепочку из своих мыслей и приходить к логическому финалу.
Приемы ТРИЗа не требуют специально отведенного времени и больших финансовых затрат - это вопрос мышления и подхода к детям.
Теоретическая база опыта.
Моя работа по данной теме проводилась в течении одного года. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература по развитию способностей ребёнка, методика ТРИЗ, журналы «Дошкольное воспитание».
За основу своей первоначальной работы я взяла книгу Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И.
Поиск новых идей: от озарения к технологии (1989 г.) в основе которой лежит теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, ее практическом использовании, в том числе и в рамках функционально-стоимостного анализа – современного эффективного метода совершенствования продукции. Приведенные рекомендации основаны на опыте практической работы авторов и их коллег в области применения ТРИЗ, обучения методологии изобретательства, внедрения полученных решений и т. п.
Рассчитана на тех, кто проходит обучение по ТРИЗ, разрабатывает или совершенствует новую технику.
Также для поиска новых идей использовалась электронная книга Гин А. А. «Задачки сказки от кота Потряскина» (2002 г.) в содержании которой более 40 занимательных задач. В центре каждой из них – сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения.
Для поиска новых игр с применением ТРИЗ технологии я использовала картотеку ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста автором которой является Корниенко М. В. г. Краснодар – 2017 (приложение 1)
2 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Цель педагогического опыта :
Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивному действию, как к основе чувственного познания мира.
Задачи педагогического опыта :
1. Изучить данную тему и выбрать направление работы;
2. Провести диагностическое обследование детей для выявления их творческих способностей;
3. Выбрать методы и приемы для решения творческих задач в своей конкретно группе;
4. Создать условия для формирования основ творческой личности;
5. Повысит интеллектуальные способности детей (расширить кругозор, развивать речь детей).
Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии :
В начале 2018 года (2-я младшая группа) свою работу по применению ТРИЗ технологии я начала с того, что провела беседу с родителями. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практической деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь технология ТРИЗ.
Для знакомства родителей с понятием ТРИЗ технология была оформлена папка – ширма «Что такое ТРИЗ?», установлена в приемной группы.
Это позволило познакомить родителей с данной технологией и определить уровень их знаний в вопросе раннего развития детей.
На этом этапе работа с детьми строилась на постепенном внедрении ТРИЗ технологии в режимные моменты через прочтение коротких рассказов и потешек.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
Мы постепенно учились анализировать сказки после их прочтения. Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Например, после прочтения сказки «Колобок» с детьми проводилось занятие «Совет веселому колобку» (приложение 3)
Все занятие с использованием ТРИЗ производились по определенному плану:
1. Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).
2. Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
3. Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет, отслеживание логической цепочки рассуждений. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора, использование морфологического анализа.
Занятие проводится во временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная, что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.
Так же мы пытались составлять сказки самостоятельно. Из многочисленных методов применения ТРИЗ технологии для этого этапа использовался метод католога.
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. (приложение 2)
С детьми 3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки для составления трех предложений связного текста с помощью вопросов.
Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад носителей.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. [3]
Вторым этапом внедрения технологии ТРИЗ в младшем дошкольном возрасте для меня стали игры с применением данной технологии.
Игры с применение ТИЗ технологии позволяют обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Для знакомства детей с игрой по ТРИЗ технологии использовалась картотека игр (приложение 4)
С 1 марта мы приступили к реализации проекта «Космос». (приложение 5)
Для реализации проекта использовались различные пути и методы:
• НОД,
• дидактические, пальчиковые, малоподвижные игры
• игры с использованием ТРИЗ технологии
• беседы
• стихи
• рассматривание иллюстраций
• прослушивание аудиозаписей о космосе и космонавтах
• работа с родителями.
Данный проект позволил обобщить знания по применению ТРИЗ технологии в младшем возрасте.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Подводя итоги работы, по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.
Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.
Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Когда я начинала внедрять элементы ТРИЗ во внеурочную деятельность, я столкнулась со следующими трудностями:
1. Программа и диагностика для младшего возраста - не разработаны;
2. Низкий уровень мышления детей;
3. Плохо развитая речь, неумение выражать свои мысли;
4. Низкое качество знаний.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Своими результатами в работе я делюсь с коллегами на педсоветах, семинарах, консультациях, на открытых занятиях, на районных секциях воспитателей ДОУ (приложение 5, в социальных сетях работников образования (приложение 6)
По данному опыту было проведено интегрированное занятие в средней группе структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» «Путешествие по сказкам» (приложение 7)
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.)
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1991.
3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
4. Светлана Гин: Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей