Лариса Дакшева
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Опыт моей работы «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» направлен на формирование у детей чувства патриотизма, любви к малой и большой Родине, любви к своей истории, к русским народным песням и танцам. Это дает возможность полноценного творческого развития ребенка. Обратиться к истокам поможет фольклор : ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность проблемы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного-декоративного искусства.
Основная идея опыта
В наше современное жёсткое время, наполненное разнообразной техникой, занятостью родителей, дети чаще всего предоставлены телевидению, от которого получают большую информацию, и которое наполнено больше зарубежными монстрами, безвкусицей музыкальной информации. Дети очень мало и редко слышат красивые русские напевы, мало видят русские народные сказки, в которых отражена истинная доброта, красота и широта русской души. В основном на телевидении, в прессе преобладают жестокость, насилие, что сильно ранит детские души, травмирует детскую психику и далеко уводит от доброты, красоты русских традиций, нет у наших детей чувства патриотизма за свою страну, Родину.
Технология опыта
Уровень музыкальной культуры нашего общества – проблема острейшая и трудноразрешимая. В музыкальной жизни народной массы, от которой издревле шло создание и бережно от рода к роду передаваемое фольклорное музыкальное искусство, утеряна потребность к его усвоению, особенно в домашней обстановке, в процессе общения с близкими людьми. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Что-то костенеет в восприятии, зрении, слухе.
Я не зря взяла тему «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста». Являясь руководителем вокального кружка «Веселая мелодия», я часто прибегаю к помощи фольклора. В своей работе я использую различные распевки, например: «Коваль, коваль, подкуй чеботок!»,
«Приди, приди, солнышко», «Гуси-гуси, га-га-га», «Андрей-воробей», «Пойду, пойду, да я молоденька», «Ты моя долина, ты моя долинушка», «Чеботуха, Чеботуха – хорошая баба», «Ах ты Совушка-сова, ты большая голова1», «Пошел кот под мосток, поймал рыбку за хвосток» и другие. Распевание проводится в начале занятий
Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков : звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.
После распевание, происходит непосредственно разучивание русской народной песни. В репертуар детей старшего возраста я беру такие песни как «Во поле береза стояла», «Блины», «А я по лугу гуляла», «Ах, улица, улица широкая», «Во кузнице», «Пойду ль да выйду ль я», «Я на горку шла», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Дуня – тонкопряха» и другие.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога.
Получить чистоту интонации в пении помогают следующие приемы:
- настройка на первом звуке песни;
- пение мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса);
- исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах;
- разучивание мелодии в замедленном темпе, по частям, по фразам;
- разучивание мелодий с простых, запоминающихся фрагментов, с припева;
- пение небольшими группами и соло.
В свою работу я включила и национально-региональный компонент. Так как мы живем в Мордовии, я знакомлю ребят с мордовскими песнями, такими как «Луганяся келунясь», «Акша лов», «Мокшень крайняй», «Кавто цёрат тикше ледить» и другие. Также для общего ознакомления беру в работу и татарские народные песни, например, «Кубэлэк», «Ай, былбылым», «Идель бит ул» и другие.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Результативность
Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, я добилась следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.
Моя работа приносит положительные результаты. Дети с удовольствием исполняют русские народные песни не только в детском саду, но и дома, радуя своих родителей. Русские народные песни мы включаем в различные мероприятия, проводимые в детском саду: утренники, праздники, развлечения, различные досуги.
Также мною проведены и опубликованы на международном образовательном портале Maam.ru консультации для родителей «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями», «Зачем нужны праздники в детском саду», «Музыкальные игры в семье». На страницах образовательного портала «Продленка» также опубликованы консультации для родителей «Растим патриотов России», «Русское народное творчество в воспитании ваших детей», «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».