Рябошапко Наталья
Педагогический и психологический аспекты проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический термин «метод проектов» образован путем синтеза двух отдельных дефиниций: «метод» и «проект», которые в сочетании приобретают специфическое содержание и назначение. Итак, «метод проектов» следует рассматривать в контексте двух его составляющих.
Ключевым понятием, которое создает представление о предмете исследования, является «проект». В основе определения метода проектов как комплексного метода обучения положено понимание его как совокупности методических приемов преимущественно познавательного характера, направленных на достижение определенной учебной цели. Это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающим миром в процессе реализации проекта - поэтапной практической деятельности, связанной с достижением поставленной цели.
Публикация «Педагогический и психологический аспекты проектной деятельности» размещена в разделах
При условии применения в пределах определенного предмета метод проектов выступает как совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания, а также как система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему в результате самостоятельной или коллективной деятельности студентов.
Современный период исследования феномена метода проектов отмечен вниманием к нему как к целостной педагогической технологии. Однако, поскольку в научной среде не существует единого понимания сущности самого термина «педагогическая технология», в литературе представлены различные определения метода проектов, а именно как:
совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и позволяющих реализовать идею обучения в сотрудничестве, составной частью которого является метод проектов;
продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса; педагогическая технология, сориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых;
система, содержащая представление о конструировании оптимальной учебной среды, проектирование учебного процесса, одна из разновидностей технологии проблемного обучения;
системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [10, с. 93] и др.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что, согласно содержательному и процессуальному наполнению, метод проектов можно рассматривать как:
метод обучения, если он применяется на отдельном этапе учебной деятельности как комплекс дидактических приемов, направленных на достижение образовательных целей в пределах определенной организационной формы;
форму организации обучения, если согласованная деятельность учителя и учеников осуществляется по установленным этапам и определенным режимам;
педагогическую технологию - комплексный интегративный процесс, предполагающий целеполагание, планирование, соответствующую организацию, реализацию целей с помощью адекватных методов и форм, анализ результатов.
Таким образом, понятие «метод проектов» логично рассматривать в широком и узком контексте. В широком смысле - это педагогический феномен, который имеет свою историю становления, развития, особенности функционирования и область применения. В узком смысле - педагогическая категория, которой свойственны определенные характеристики, конкретизированные по содержанию, назначению и особенностям применения в образовательном процессе.
Поскольку в основу метода проектов положена идея организации целесообразной деятельности детей для реализации выдвинутой цели, рациональное сочетание при решении конкретных проблем теоретических знаний с практическим опытом детей, учета их личных интересов и потребностей, мы выделили системный, культурологический, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, технологический подходы к его применению [10, с. 103].
Системный подход является ведущим в процессе реализации метода проектов. Он предполагает использование совокупности материальных и духовных ресурсов деятельности участников учебно-воспитательного процесса на всех этапах выполнения учебного проекта, а также целостность, взаимообусловленность и взаимосвязь компонентов процесса.
Культурологический подход реализуется путем объединения при организации деятельности участников по методу проектов специальных, общекультурных и психолого-педагогических составляющих на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности дошкольника.
Аксиологический - определяет ценностные основы реализации метода проектов - нравственные, эстетические, познавательные. При этом главной ценностью является саморазвитие и самореализация личности дошкольника.
Деятельностный - означает внедрение метода проектов как особого способа организации обучения. С точки зрения такого подхода доминирует ценность развития ребенка, а деятельность рассматривается как средство формирования и развития ее субъектности.
Личностно ориентированный подход обеспечивает создание комфортной, бесконфликтной и безопасной среды для личностного роста ребенка, выявления, развития и реализации его природного потенциала. Реализация этого подхода происходит путем выработки и усвоения собственного стиля деятельности, который формируется на основе индивидуальных особенностей.
Исследовательский - предполагает включение в учебно-воспитательный процесс поиска, исследования, творчества. Технологический - приводит инструментальное управление проектной деятельностью со стороны учителя, а также гарантированное достижение поставленной учебной цели.
Организация деятельности дошкольников по методу проектов предполагает реализацию дидактических, познавательных, развивающих и воспитательных целей, которые конкретизируются в соответствующих задачах [1, с. 63].
В научных источниках понятие «проектная деятельность» отождествляется с «проектированием» и в основном касается сферы профессиональной деятельности педагога. Это прикладное направление педагогики, направленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах. В более узком смысле этот процесс понимается как конструирование будущей развивающей среды, учебной программы или технологии обучения. Он ориентирован на конкретную педагогическую ситуацию, в рамках которой будет функционировать. Проектирование также определяется как практикоориентированний метод, позволяющий учителю целенаправленно выстраивать учебно-воспитательный процесс в школе.
Проектирование также понимается как начальная фаза проекта, которая предусматривает определение его концепции, построение гипотезы и технологическую подготовку. Итак, в контексте деятельности это понятие следует оценивать как начальный этап работы над учебным проектом.
Таким образом, «проектная деятельность» в педагогике рассматривается в двух аспектах : 1) как процесс разработки отдельными педагогами или коллективами теоретических моделей - образовательных программ и методик их реализации, целей и конструктивных схем достижения; 2) как проектная деятельность детей - составляющая учебной деятельности, которая подчинена определенным организационным принципам.