Екатерина Курдюкова
Педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у детского сада и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.
Для детского сада недостатками являются деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.
Публикация «Педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода» размещена в разделах
Для семьи характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. А, говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, у родителей сформированы отрывочные представления о воспитании, и поэтому они, как правило, используют случайную педагогическую литературу. Так же для семей характерен стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка, непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.
Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния педагогичеких условий взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Поэтому многие ученые (Арнаутова Т. В., Данилина Т. А., Голубева Л. В., Куликова Т. А., Зверева О. Л., и др.) в один голос утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Но, к нашему большому сожалению, единого подхода и методических разработок к организации эффективного взаимодействия на сегодняшний день нет. Именно поэтому, определяющим проблемы нашего исследования, стал выбор методики эффективного взаимодействия ДОУ и семьи и организация целесообразных педагогических условий для ее реализации.
Объект исследования - система взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования –педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Цель исследования –изучение и выбор эффективных педагогических условий взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста повысится, если:
- формировать у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;
- обучать родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
2. Анализ успешности реализации образовательных стратегий, предполагающих сотрудничество ДОУ с родителями.
3. Повышение педагогической грамотности родителей за счет формирования у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ и определения приоритетных направлений педагогического сотрудничества педагогов и родителей в условиях группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
Словесно - практические методы и методы контроля (проведение беседы и анкетирование родителей и воспитателей);
Сравнительный анализ и обобщение, качественная оценка;
Наблюдения за детьми, педагогами и родителями (включенное, дискретное);
Сравнение программных задач и решение педагогических ситуаций;
Опытно - экспериментальной базой исследования явился муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Структура исследования: Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и литературы.