Крупская Елена Викторовна
Педагогические условия руководств игровой деятельностью старших дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия руководств игровой деятельностью старших дошкольников в процессе экологического воспитания.
Выполнила Крупская Е. В.
В настоящее время экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста [ 19 ].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически с целью формирования экологически воспитанной личности. Экологическое воспитание определяется как ознакомление ребенка с природой на основе экологического подхода, направлено на формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры. При решении проблемы экологического воспитания дошкольников актуальным становится вопрос о необходимость новых подходов в данном направлении образовательного процесса ДОО.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры. Игра привлекает ребенка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Игра, как основной вид деятельности дошкольников, играет значимую роль в развитии и воспитании детей и способствует более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста, воспитанию положительного отношения к природному окружению: дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, учатся сохранять и беречь, то, что их окружает. В различных играх – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных и др. - у дошкольников развиваются интеллектуальные умения планирования действий, распределения их по времени и между участниками игры, оценивания результатов. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательное и образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям [ 15 ].
Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, насыщенной, способствовала формированию необходимых представлений о природе и практических навыков. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Педагогическими условиями организации экологического образования дошкольников, по мнению Н. А Рыжовой, является эколого-развивающая среда и организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы [9 ].
Конкретизируя данные подходы к выделению основных элементов, на наш взгляд, к педагогическим условиям организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста также можно отнести:
взаимодействие педагогов и родителей;
- создание и поддержание в коллективе атмосферы значимости экологического воспитания и необходимости развития экологической культуры у детей и взрослых, их воспитывающих; - развитие и саморазвитие эколого-педагогической компетентности и мастерства у педагогического коллектива;
- повышение уровня самостоятельности, осознанности и ответственности воспитателей за реализацию системы экологического воспитания;
формирование экологической компетентности и экологической культуры родителей.
Игра - самостоятельная деятельность ребенка, в которой дети вступают в общение со сверстниками: их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы. Игровая деятельность в жизни ребенка играет важную роль, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания о растениях, явлениях природы, о правилах поведения в природе. В игре реализуются потребность детей во взаимодействии с окружающими.
Начала становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье. Именно семья занимает важное место в экологическом воспитании, в ней закладывается любовь к природе и бережное отношение к ней. В работе по экологическому воспитанию дошкольников немаловажным компонентом является работа с родителями воспитанников. Чтобы обосновать эффективность педагогических условий организации игровой деятельностью старших дошкольников в процессе экологического воспитания. необходимо, прежде всего, выяснить, каковы же педагогические условия, влияющие на повышение уровня экологического воспитания у дошкольников старшей возрастной группы.
Нами, для исследования общего уровня развития экологической культуры детей, использовалась методика диагностики, предложенная О. Н. Соломенниковой, которая, в соответствии с программой «Экологическое воспитание в детском саду» является основной для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения. В соответствии с данной методикой, исследование детей проходило в индивидуальном порядке.
Первичное исследование было направлено на выявление уровня экологического развития в начале педагогического эксперимента. Исследовались: уровень представлений детей о животных (диких и домашних, знаний о жизни растений и особенностей времен года; практические навыки бережного отношения к объектам природы. Анализ и обобщение результатов позволили определить уровень сформированного экологического воспитания дошкольников 5-6-ти лет и распределить их по уровням развития: высокий, средний, низкий.
В контрольной и экспериментальной группах оказалось испытуемых с высоким уровнем экологического развития 6 (18%) человек и 4 (24%) соответственно. Средним уровнем обладает 18 (54%) детей в контрольной группе 15 (51%) в экспериментальной. Низкий уровень отмечен следующим образом: в контрольной группе 2 (6%) и в экспериментальной 3 (9%) ребенка. Можно сделать вывод, что обе группы испытуемых находятся приблизительно на одинаковом – среднем уровне экологического развития. Выявленный в ходе исследования уровень экологического развития испытуемых мы считаем недостаточным, так как мало детей в обеих группах имеют высокий уровень экологических знаний.
Для выяснения представлений родителей об экологическом воспитании мы провели их анкетирование. Целью проведения опроса было выявление отношения родителей к вопросам экологического воспитания детей в детском саду. Итоги опроса показали, что только 30% респондентов смогли полно ответить на все вопросы, которые были предложены. Проблема экологического воспитания интересует 50% родителей. Однако только 20% поддерживают проводимую работу в детском саду по экологическому развитию, на наш взгляд, это показатель низкой осведомленности родителей об образовательной деятельности ДОО.
Следовательно, перед нами стоит задача наметить методы работы по совершенствованию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
Исходя из результатов первичной диагностики, были поставлены следующие задачи:
с целью повышения экологической компетентности родителей провести комплекс мероприятий, включающий индивидуальные и коллективные формы работы, в том числе: тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы и др. ;
для повышения уровня экологической культуры детей разработать комплекс образовательных занятий и мероприятий внеучебной деятельности, построенных на основе игрового и деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели и повышения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей нами разработана программа экологического воспитания, основанная на особенностях организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Частичная подборка игр в соответствии с темами занятий представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Комплекс игровых занятий по экологическому воспитанию детей старшей группы детского сада
№ Тема занятия Цель занятия Игры
1 «Я и природа» Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Дидактическая игра «Природа не природа» Угадай, что в мешочке»
2 «Растения в нашем уголке природы» Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях и учить распознавать. Дидактическая игра «Назовите растения», «Какого растения не стало»
3 «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных, как за ними ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Игра «Вспомни и назови»
4 «Мы юные защитники природы» Учить детей отличать хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, природе, умение сочувствовать, сопереживать. Дидактическая игра «Береги природу»
Разработанная программа направлена, прежде всего, на активизацию деятельности взрослых (педагогов и родителей) с целью развития гуманного отношения старших дошкольников к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, а также повышения экологической компетентности родителей.
Литература
1 Рыжова Н. А. Экологическое образования в детском саду М. ; Изд. Дом «карапуз» 2011. 432с
2 Соломеникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа М. ; «Мозаика Синтез», 2014 112с
3 Соломеникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации Изд. Мозаика-Синтез, 2009. 104с.
4 Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников Мозаика- Синтез, 2011. 180с
5 Чертков П. В., Гилева А. А. Особенности экологического воспитания дошкольников среднего возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11790/ ( дата обращения: 16.08.2018).
УПРАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Руссу (Порозова) Л. М., Ивасева О. В. В сборнике: Наука и знание: конкурентоспособность общества, науки и бизнеса в условиях мировых интеграционных процессов Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. 2017. С. 155-158. — URL https://www.nvr-mgei.ru/data/textfiles/RIO/d160aef958f6e41a832c50f64d2db3e4.pdf ( дата обращения: 09.08.2018).