марина щетинина
Педагогические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с тем, что эмоциональные переживания дошкольников влияют на характер их общения со сверстниками, мы стремились создать условия для накопления положительного эмоционального опыта у дошкольников в процессе общения со сверстниками. Для этого
мы разработали программу.
Мы выделили следующие направления работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками, которые реализуются в данной программе:
Публикация «Педагогические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
1. Работать над овладением языком детских эмоций.
2. Развивать положительные качества у дошкольников.
3. Развивать умение подчинять свои желания интересам других.
4. Развивать умение организовывать общение, выбирать подходящие средства общения и применять их на практике.
5. Развивать умение понимать состояние другого человека и выражать свои чувства в социально приемлемой форме.
6. Преодолевать коммуникативные конфликты и негативные эмоциональные состояния дошкольников.
Цель программы – создать условия для развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Выделили следующие задачи программы:
- расширить представления дошкольников об эмоциях, развить эмоциональные и поведенческие произвольности;
- обогатить знаниями о средствах общения, развить инициативу в общении и уметь выбрать конструктивные решения проблемных ситуаций;
- корректировать негативные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста;
- создать условия для приобретения детей дошкольного возраста положительного опыта общения со сверстниками и обогащать их эмоциональную сферу положительными эмоциями.
Программу разбили на 4 блока. Блоки связаны между собой и на каждом занятии используются игры из разных блоков.
В первом блоке мы работали над реализацией следующих задач:
- развивать навык самоконтроля и самоанализа;
- развивать умения различать свои индивидуальные особенности;
- формировать уверенность в себе;
- формировать положительное отношение к себе.
В непосредственной воспитательной деятельности с детьми поднимались темы детских имён, их внешних и внутренних особенностей, желаний и мечтаний.
Во втором блоке программы мы реализовывали следующие задачи:
- развивать язык жестов, мимики и пантомимы, а также средств общения и передачи эмоциональных состояний;
- расширять представления об эмоциях человека;
- осознавать собственные эмоции и распознавать эмоциональные состояния других;
- развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
Игры, зарисовки и упражнения второго блока программы использовали на занятиях, которые были посвящены обучению основным эмоциям (радости, печали, удивления и т. д., развитию выразительных движений, мимика и пантомима. Для расширения и
обогащения представлений детей об эмоциональных состояниях использовали чтение и обсуждение литературных произведений (стихотворений, рассказов, сказок, рассматривали картинки, пиктограммы, фотографии, на которых изображены различные
эмоции. На занятиях проводили беседы о событиях, которые вызывают у детей дошкольного возраста ту или иную эмоцию, уточняли у детей, что они хотели бы сделать при виде той или иной эмоции, в каких случаях у других людей могут возникнуть разные
эмоции. Для этого на занятиях и в режимных моментах проводили игры – ассоциации, на пример: «На что похожа радость (удивление, печаль, страх)». Данная игра направлена на то, что в ней дети дошкольного возраста должны сказать, какие цветы, какие животные и т. д. напоминают ту или иную эмоции. Также дошкольников просили нарисовать рисунки, на которых они изображали свои ассоциации. Обучая детей адекватному выражению своих эмоций, нами применялся метод обыгрывания различных эмоций.
В третьем блоке проходила реализация таких задач, как:
- развивать навыки совместной деятельности, чувства общности;
- формировать внимательное отношение к сверстникам;
- развивать способность к пониманию и принятию позиций сверстников;
- формировать инициативу в общении;
- развивать умение применять стандарты и правила общения;
- развивать умение подчинять свои желания интересам группы;
- формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развивать
умение избегать таких ситуаций и умение строить отношения со сверстниками после ссоры.
Для расширения коммуникативного опыта детей дошкольного возраста, развития их коммуникативных навыков применяли обсуждение и разыгрывание рассказов по ролям, придумывая концовки к предложенным рассказам. Для этого использовали сложные ситуации общения дошкольников со сверстниками. При этом ситуации обсуждались не только до игры, но и после. Например, проблемная ситуация, отражающая поведение детей в трудной ситуации. Таким образом, нами спроецированная нами программа способствует более эффективному развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками