Елена Сикачева
Педагогические условия развития театрально-игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития театрально-игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети этого возраста впервые осваивают режиссерскую театрализованную игру - настольного театра игрушек, пальчикового театра и т. д..
Публикация «Педагогические условия развития театрально-игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Процесс освоения заключается в организации мини-постановкок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка.», «Тили-бом», и т. д.) Ребенок начинает использовать фигурки пальчикового театра в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Педагог сможет повысить игровой опыт ребенка и развить в нем умения только при наличии специального опыта и профессиональной практики.
Первая группа умений заключается в освоении позиции «зритель» (умение досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить выступавших).
Вторая группа умений выражается в становлении позиции «артист» с использованием некоторых средств выразительности (мимика, жесты, тембр голоса, темп речи) для воссоздания образа героя, его характера, а также в умении «играть» фигуркой героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими детьми, принимающими участие в постановке: играть дружно, не ссориться, исполнять понравившиеся роли по очереди и т. д.
В возрасте 3-4 лет дети живо интересуются играми с куклой, для них интересны небольшие сюжеты, представленные воспитателем, их эмоции наиболее активно проявляются в двигательных образах-импровизациях под музыку. Уровень творческих способностей детей напрямую зависит от первых впечатлений от художественной игры. Начинать нужно с коротких инсценировок, например, с диалога воспитателя в роли персонажа с детьми.
Известные стихи и песенки являются хорошим, быстрым для восприятия ребенка игровым материалом. Принимая участие в мини-пьесках в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, дети запоминают переживания героев через интонацию, а иногда и через внешние действия героя.
Дети указанного возраста склонны к подражанию, это можно успешно использовать применяя выразительную имитацию голосом различных звуков живой и неживой природы. Так, дети могут изображать ветер, старательно надувая щеки. Если педагог захочет усложнить задачу ему нужно попросить детей, например, подуть так, чтобы спугнуть злого волка. Исполняя просьбу, дети не только будут применять физическое воздействие - просто дуть, их лица также примут устрашающее выражение и глаза выразят все гамму чувств, испытываемых малышами.
Рассматривая особенности работы по развитию театрально-игровой деятельности в младшей группе детского сада, следует отметить, что организация занятий в первую очередь должна опираться на план игры, разработанный педагогом. Воспитатель не торопясь читает 2-3 раза нужный текст, дети постепенно успокаиваются и сосредотачиваются на содержании, преподаватель распределяет роли. Указанное помогает малышам вырабатывать навыки самостоятельности, поскольку действуя в соответствии с отведенной ролью, они стараются в полной мере использовать свои возможности. Это помогает им не только незаметно обучаться новому, но и справляться впоследствии со многими задачами и трудностями. Игры в роли любимых и интересным персонажей способствуют активизации воображения детей, подготавливая их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы могут с удовольствием перевоплотится в знакомых животных, вместе с тем развить и обыграть сюжет они пока не могут. Важным моментом здесь является обучение детей игровым действиям по образцу. В качестве образца выступает педагог с разработанным план игры. Позже поводом для возникновения самостоятельной игры у детей будут служить розданные воспитателем игрушки, предметы.
Интереса к театрализованным играм формируется у детей в процессе просмотра кукольных спектаклей, показанных воспитателем. Такие мероприятия стимулируют желания ребенка включиться в спектакль, изменяя некоторые фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки по своему желанию.
Внимание детей фиксируется в такие моменты практически на всем, в том числе на поклоне кукол, аплодисментам для них.
Список литературы
1. Дубровская Е. А. Музыкальное развитие ребенка : Практические советы педагога (программа «Я человек») Дошкольное воспитание и обучение / Е. А. Дубровская. — М., 2005.
2. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова Т. А. Куликова. —М. : Академия, 2007.
3. Мигунова Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду : учеб. метод, пособие / Е. В. Мигунова. — Великий Новгород, 2006.
4. Харлашко М. А. Педагогические условия формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу. Текст. / М. А. Харлашко // Вестник МГУКИ. М. МГУКИ, 2009. - №5.
5. Харлашко М. А. О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала. Текст. / М. А. Харлашко // Вестник МГУКИ. М/.МГУКИ, 2008. - №1.
6. Боброва С. П. Эмоциональное развитие младших школьников в творческой деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. П. Боброва. — Саратов, 2003.