Олеся Загреба
Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация - одна из самых актуальных проблем начального образования. С этой проблемой сталкиваются все педагоги. Многие из них не только ищут решения проблемы, но и делятся своим опытом с коллегами, опубликовывая статьи в научных журналах и интернете.
Публикация «Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации» размещена в разделах
Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: нежелание идти в школу – проявление компонента мотивационной готовности, неумение контролировать эмоции и поведение – проявление компонента эмоционально – волевой готовности, плохая успеваемость – проявление компонента интеллектуальной готовнсти, неумение найти контакт со сверстниками – проявление компонента личностно – социальной готовности
Профилактика школьной дезадаптации должна начинаться еще в дошкольном периоде. В целях профилактики рекомендуется проводить с дошкольниками тестирование на школьную готовность.
Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, у них теряется доверие к миру. Учителю рекомендуется решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей. Главное внимание при профилактике должно быть обращено на успешную адаптацию к школьной среде. Результатом должно стать его позитивное отношение к жизни, к учебному процессу, к учителям и одноклассникам.
Намного легче пройдет процесс адаптации к школе, если между ребенком и родителями установлены доверительные и дружеские отношения. В этом случае любые жизненные трудности будут преодолеваться более успешно, а формы школьной дезадаптации не проявятся.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации предполагает :
Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
Знание социальной ситуации развития ребенка и уровня его школьной зрелости. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет, а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
Создание для детей риска в образовательных учреждениях педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии, а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
Привлечение специалистов. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегающую учебную деятельность.
В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.
Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.
Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.
Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника :
узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.
В процессе школьной адаптации учащихся решающую роль и ответственность несет учитель, который создает нормальные психологические и педагогические условия для осуществления их учебно-познавательной деятельности, для проявления ими самостоятельности и творчества в процессе воспитания и обучения. Все это реализуется на основе адаптивной технологии. Для работы с дезадаптированными учащимися учитель должен владеть диагностическими, организаторскими, прогностическими, методическими, профилактическими, социально-терапевтическими, ох-ранно-защитными, коррекционно-педагогическими умениями. Профилактика школьной дезадаптации будет успешной, если личность учителя будет соответствовать разработанной нами модели учителя, осуществляющего профилактику школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.
Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.
В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками, родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.
Таким образом, педагогическая деятельность по коррекции социальной и школьной дезадаптации должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий :
изучение особенностей социально-психологической адаптации учащихся;
организация режима школьной жизни;
создание предметно-пространственной среды;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности в адаптационный период;
организация внеурочной жизни учащихся;
взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
Анализ теоретико-методологической литературы показал, что школьная дезадаптация весьма распространенное явление среди учащихся начальных классов. Поэтому одной из основных задач по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода ребенка для учителя является обеспечение преемственности в развитии умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определения, в случае необходимости, путей коррекции.
При правильном определении конкретных индивидуальных проблем дезадаптированного ребенка и совместных усилий психолога, учителя и родителей, изменения у ребенка обязательно происходят, и он действительно начинает адаптироваться к условиям обучения в школе.
Заключение.
Вопросы девиантного поведения личности в обществе актуальны среди детей и подростков. Такое поведение носит негативный характер и представляет серьезную опасность. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, широкой сети государственных и общественных организаций, направленных на работу, как с самим подростком, так и с его семьей. Таким образом, можно выделить, что дети и подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т. п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий.