Галина Смотрова
Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию
▼ Скачать
Задачи обновления системы дошкольного образования в стране, поставленные в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности на основе принципов культуросообразности (И. А. Лыкова). Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство.
Публикация «Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию» размещена в разделах
Современное состояние педагогической науки и практики, по мнению Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, Н. С. Карпинской, И. А. Лыковой, О. А. Соломенниковой, характеризуется изменением некоторых приоритетов в области художественного воспитания. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства (в силу их допустимости для восприятия детей).
Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяют добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивают у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывают интерес к народному творчеству. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания, что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Для выполнения декоративных узоров по мотивам народной росписи дошкольники должны владеть умениями рисовать семь основных элементов: капелька выполняется движением «на себя», от силы нажима на кисточку зависит размер капельки; дуга («серпик или скобочка») может быть простой, фигурной, крутой, пологой; листок (одноцветный или двухцветный мазок) мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге; спираль (витушка, завиток, она может быть однородной по толщине, а может закручиваться жирным завитком; усик; штрих; точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
В процессе обучения технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом при этом создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Так постепенно исполнительство переходит к творчеству.
В соответствии с современными требованиями к образовательному процессу по изобразительной деятельности в дошкольных организациях внедряются такие формы работы с детьми (А. М. Вербенец, О. А. Соломенникова и др.) :
- беседы;
- оод на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- использование силуэтного моделирования;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- создание «детских авторских» книг по декоративно-прикладному искусству;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Важное, значение имеет художественно – эстетическая среда группы, которая включает организацию выставок, стендов, оформление мебели. Можно проводить экскурсии в музеи или выставки, для просмотра отобранного материла, доступного для детского восприятия как по объёму, так и по содержанию.
Каждый метод и прием имеет свое место на занятиях. Универсальных методов не бывает, каждый педагог должен подобрать такие методы и приемы, которые активизируют у детей интерес к художественно – творческой деятельности. В целом должны переплетаться методы, направленные на эмоционально образное восприятие росписи и методы, способствующие осмысленному усвоению техники декоративного рисования. Важно, чтобы техническая сторона была согласована с образно-смысловой при преобладании последней.
Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания ООД с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.
Список используемой литературы
1. Грибовская, А. А. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием[Текст] // А. А. Грибовская // Дошкольное воспитание. - 1984- № 10. - С. 42-45.
2. Скоролупова, О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / О. А. Скоролупова - М. : «Скрипторий» - 2003 г.
3. Соломенникова, О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет) [Текст] / О. А Соломенникова - М. : «Мозаика-Синтез» - 2006 г.