Получи документы

Педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Светлана владимировна Андрющенко
Педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективным средством являются мнемотаблицы. Проанализируем педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Т. В. Большева рекомендует следующие размеры мнемотаблиц в зависимости от возраста детей :

- младший дошкольный возраст : таблица из четырех клеток (2х2) и девяти клеток (3х3);

- средний дошкольный возраст : таблица из девяти клеток (3х3) и шестнадцати клеток (4х4);

- старший дошкольный возраст : таблица из шестнадцати клеток (4х4) и 25 клеток (5х5) [5].

Т. Б. Полянская считает, что средства мнемотехники имеют множество функций. Данная техника может использоваться при создании дидактических игр. Необходимо при создании таблиц учитывать следующие требования:

- отображение обобщенного образа реального предмета или действия;

- раскрытие существенных признаков в символе;

- обсуждение совместно с детьми символа для обозначения задуманного объекта и образ.

По мнению Л. В. Омельченко, с целью успешного развития связной речи детей необходимо начинать работу с раннего возраста, используя разные приемы включения мнемотаблиц в разные виды деятельности, организованных занятия, наблюдения. Их использование активно развивает речь, память, мышление, внимание. Например, уже в младших группах можно использовать схематичные алгоритмы умывания, одевания и сервировки стола. С их помощью дети могут не только выполнить правильно действия, но и проговорить их последовательность.

И. Ю. Петрова отмечает, что дошкольный период является возрастом создания образных форм, развития образного сознания. Сенсорные эталоны, символы и знаки, наглядные модели, схемы и таблицы являются эффективными средствами развития детей дошкольного возраста.

Использование образных схем, по мнению Л. В. Венгер, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже способствует активному развитию связной речи детей дошкольного возраста, обобщают непосредственный опыт, развивают образное мышление, воображение, память. Постепенно ребенок учится заменять и моделировать не только рассказы, но и планировать последовательность собственных действий.

Для лучшего запоминания информации и ее дальнейшего воспроизведения используются в работе воспитателей мнемоспособы. Данная работа проводится по принципу «от простого к сложному». В младшем дошкольном возрасте используются простые мнемоквадраты с целью обучения проговаривания представленной информации с опорой на схему. Постепенно с взрослением детей, повышением уровня развития мыслительных операций в работу включаются мнемодорожки и затем мнемотаблицы.

О. А. Тевкина пишет, что с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы являются своеобразным зрительным планом составления монолога. Они способны выстроить последовательность рассказа, а также наполнить его лексическими и грамматическими компонентами.

В старшем дошкольном возрасте эффективно использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений. Суть данной работы заключается в использовании на каждое слово или словосочетания определенной тематической картинки. Все стихотворение записывается с использованием схем, с опорой на которые каждый ребенок может воспроизвести по памяти целое стихотворение. На начальном этапе можно использовать план-схему, а позднее можно позволить детям самостоятельно составлять такие схемы.

О. А. Тевкина с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста рекомендует использовать мнемотаблицы при составлении описательного рассказа. Данная работа считается наиболее сложной, так как подразумевает монологическую речь. Для описания конкретного предмета ребенок должен хорошо знать его, осознавать и анализировать его особенности. Поэтому в работе можно использовать схемы, характеризующие основные признаки описываемого предмета.

Мнемотаблицы также будут эффективны при составлении творческого рассказа, как эффективного средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель предлагает придумать рассказ или сказку, что дети обычно любят делать. Однако, возникают некоторые сложности, отражающиеся в одноообразности, отсутствии логики, последовательности. Мнемотаблицы помогут скорректировать рассказ и сделать его более красочным, последовательным и интересным.

В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста часто используется пересказ, использование которого способствует совершенствованию структуры речи, развитию умений выразительно строить связные высказывания. Когда на мнемотаблице отображены все действующие лица рассказа или сказки, рассказ строится более последовательно, логично и способствует концентрации внимания на правильной последовательности изложения.

О. А. Тевкина рекомендует работу с мнемотаблицей строить с опорой на следующие этапы:

1. Рассматривание мнемотаблицы, обсуждение опорных символов и схем, установление причинно-следственных связей.

На данном этапе воспитатель учит находить и выделять в картинках характерные признаки, связывающие слова. Например, при обозначении предмета характерными признаками являются форма, цвет, назначение. При обозначении слова важными являются звуки в слове, количество слогов и так далее.

Например, воспитатель при показе мнемотаблицы обозначает, что все картинки связаны с предметом и словом «груша». Изображение груши находится в центре мнемотаблимцы. Все окружающие ее картинки непосредственно связаны с этим предметом и словом. Можно предложить детям озвучить, как они связаны. Вместе с воспитателем дети обсуждают картинки, что способствует развитию связной речи.

2. Составление рассказа по мнемотаблице.

Данный этап непосредственно связан с развитием связной речи. Воспитатель предлагает с опорой на данные картинки составить рассказ. Например, Груша - это фрукт, он растет на дереве. Слово «груша» начинается с буквы «г». Груша бывает желтая, зеленая и красная. Груша очень сочная и сладкая.

3. Воспроизведение, заполнение мнемотаблицы по памяти.

На данном этапе можно предложить детям воспроизвести мнемотаблицы у себя на листочках по памяти. Данная работа также является эффективной в развитии связной речи, так как опирается на последовательности передачи определенных схем и символов.

Таким образом, мнемотаблицы используются в старшей и подготовительной группах с целью обогащения словарного запаса, обучения составлению описательных, творческих рассказов, при пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений. Развитие связной речи с опорой на мнемотаблицы включает этапную работу: рассматривание мнемотаблиц, воспроизведение рассказа и составление мнемотаблиц по памяти. Включение в практику работы дошкольного учреждения мнемотаблиц должно проводиться по принципу «от простого к сложному», используя мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотехника должны быть красочной и включать схематичное изображение предметов и действий.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2023 в 08:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана владимировна Андрющенко (УИ 339713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД