Елена Ванина
Педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Всё это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, именно поэтому происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком. Именно в первые семь лет ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уже осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, способен вычленять его ценности. У ребенка дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать взаимодействие с природой, как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в исследованиях, посвященных живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой. Дошкольное воспитание и есть начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры. Все это происходит только при одном условии – если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой. Они понимают общие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель работы: Педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены ряд задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Составить подборку дидактических и подвижных игр по экологии.
3. Показать родителям важность работы по экологическому воспитанию детей.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей, так как, только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Одно из интересных форм работы с родителями стало проведение природоохранных акций. Участие в них – это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя и принести пользу окружающей природе родного края. В октябре родители и дети приняли активное участие в акциях «Чистый участок» и «Кто, если не мы» с целью улучшение эстетического и экологического состояния участка и цветника. Хочется отметить активную экологическую позицию многих родителей. Данные акции плавно переросли в акцию «Мы за чистый город», в рамках которой дети и родители раздавали листовки жителям города с призывом о том, что нужно внимательно относиться к экологическим проблемам и экологической безопасности родного города. В нашем городе ежегодно проходит экологическая акция-соревнование по организации сбора макулатуры и пластиковых бутылок. Целью данной акции является формирование экологической культуры населения и предотвращение попадания отходов в окружающую среду. Родители и дети нашей группы дружно приняли участие в данной акции. Благодаря чему у детей приходит осознание того, что охранять природу, заботиться об экологии можно уже с раннего детства. С наступлением холодов родители и дети стали нести кормушки и корм для птиц, приняв активное участие в акции «Трудно птицам в день морозный». Чтобы помочь птицам пережить зиму, мы с ребятами подсыпали корм.
Чтобы повысить интерес родителей к экологическому воспитанию их детей и к экологии в целом, было организовано и проведено родительское собрание в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». На собрании родители представили названия своих команд, участвовали в разминке «Веселая викторина», собирали пословицы и поговорки, отгадывали ребусы, рисовали свое видение решения ситуации по теме «Планета Земля в опасности - спаси ее».
Накануне Нового года с целью привлечения семей к бережному отношению к живым елочкам был проведен конкурс поделок «Ёлочка душистая», в котором родители приняли активное участие. Дети сказали, что многие из них купили домой на Новый год не живую, а искусственную елку, значит, конкурс был проведен не зря.
Одним из направлений в работе с семьями стали конкурсы, направленные на применение бросового материала для изготовления костюмов и поделок с целью привлечения общественного внимания к вопросам экологической безопасности. Потом эти работы приняли участие как на городских конкурсах, так и во внутри детского сада «Папа, мама, я - творим чудеса» и «Полезные вещи из ненужного мусора!».
С целью формирования у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, был оформлен «Огород на окне». Дети с удовольствием ухаживали за этим огородом, поливали растения и отмечали светолюбивые и влаголюбивые растения.
У нас в группе есть много игр экологической направленности : лото (доисторический мир); домино «Во саду ли, в огороде», «Зверята»; пазлы «Морские животные», «Мир животных»; викторина «Энциклопедия космоса»; Логическое домино» Ассоциации; Лоскутная мозаика «В огороде»; мозаика «Цветок»; игра «Маленький садовод»; лото «Парочки» дикие и домашние животные; настольная игра «Гуси-лебеди», «Времена года»; зоологическое лото «Земля и ее жители». Но в группе нет игр, которые знакомят детей с птицами, поэтому было решено сделать ее самостоятельно. Так в группе появилась дидактическая игра «Угадай птицу», с помощью которой дети учатся отгадывать загадки о птицах, узнавать их по описанию, закрепляют умение классифицировать их на зимующие и перелетные. Дети с удовольствием играют в эту игру.
Накануне праздника «День птиц» познакомили детей с обычаями и традициями празднования этого праздника, мы сделали с ними поделки, а родители испекли нам птичек из теста.
Также в течение всего года были проведены серии бесед с детьми на темы: «Природа Самарской области»; «Животный мир нашего края»; «Знакомимся с Красной книгой».
Итоговой работой в данном направлении стало изготовление лэпбука «Экология», с помощью которого дети могут научиться решать экологические ребусы, отгадывать загадки про птиц, насекомых, диких и домашних животных, изучать редкие виды животных, встречающихся в Самарской области, выполнять задание на сортировку мусора и изучать что из чего изготовлено, слушать произведения поэтов о бережном отношении к природе, учить поговорки и пословицы о природе.
Подводя итоги работы за год, хочется отметить, что дети и родители принимали активное участие во всех мероприятиях экологической направленности и получали массу удовольствия и удовлетворения от проделанной работы. Исходя из наблюдений и бесед с родителями, можно сделать выводы, что работа в данном направлении способствовала повышению уровня экологической культуры детей и воспитанию у них бережного отношения к природе.
Литература
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом / З. Ф Аксенова. – М. : Сфера, 2007.
2. Антипова, Е. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Е. Н. Антипова. – Самара, 2015.
3. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. «Семицветик». Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997.
4. Кондратьева, Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н Кондратьева. – Москва, 1994.